Еврейские традиции и обряды
Источник: Как Тора запретила обижать другого человека (обманывать) при финансовых сделках, так запретила Тора обижать словесно. Как сказано: НЕ ОБИЖАЙТЕ ДРУГ ДРУГА И БОЙТЕСЬ Б-ГА.
Обида с помощью слов – строже, чем обида финансовая. Потому что деньги можно вернуть, а оскорбление невозможно вернуть.
Финансовая обида только материальна, а словесная обида бьет по самому человеку.
Мудрецы говорят: тот, который обращается к Б-гу за оскорбление, которое ему причинили, Б-г сразу ему отвечает (за словесную обиду - строгое наказание).
Вы, наверняка, думаете, что слово хала относится к плетеным булкам на субботнем столе. Это так. Но это слово также обозначает маленький кусочек, который отрывают от теста перед выпечкой любого хлеба и потом сжигают. Изначально это отделенное тесто отдавали коэнам – потомкам Аарона, служившим в Храме. С приходом Машиаха, когда Храм будет восстановлен, эта практика будет восстановлена тоже. Пока же халу, отделяемую от хлеба, мы сжигаем. Отделение халы напоминает нам о том, что все, что у нас есть, мы не должны держать только для себя. Если нам даны мудрость, богатство и здоровье – в первую очередь нужно посвятить их задачам духовным.
По традиции, для еврейской женщины предпочтительнее испечь халы на Шаббат самостоятельно, чем покупать их в магазине. Это же мицва, зачем от нее отказываться? К тому же это очень женственная мицва, радующая душу и тело как домочадцам, так и гостям.
Ранее, в специальной статье, мы рассматривали что такое «кашрут» и «кошерные продукты». Рассказали мы и о том, что сегодня кошерная еда находится на волне популярности во всем мире: ее охотно покупают и потребляют не только евреи, но и мусульмане, христиане, атеисты – словом, все кто убежден: кошерное – значит, наилучшее.
За примерами далеко ходить не нужно: только в США ежегодно производится кошерных продуктов и, соответственно, еды более чем на 130 миллионов долларов, и этот рынок стабильно растет, ибо растет количество людей, следящих за своим физическим здоровьем. И неудивительно – ведь кошерная пища славится своим высоким качеством полезностью и экологичностью.
Также в статье говорилось о специальных знаках кашрута, которыми для религиозных евреев отмечаются их полезность, экологичность и высокое качество. Речь идет об. «экшерах» – и о них нужно рассказать отдельно.
Дело мужское – дело житейское, житее не бывает: волосы растут, их надо стричь (те, что на голове – об остальных частях тела целомудренно промолчим!) или брить (если на лице). Во всем мире это делается простор: идут к парикмахеру, либо берут в руки бритву, помазок, крем, – и придают волосам желанную длину. Во всем мире – но не у евреев: здесь всё как всегда кошерно, т. е. сложно, многотрудно, по ниточке, зато б-гоугодно. А все потому, что устами Торы, Б-г повелевает еврею соблюдать целый ряд особых законов при стрижке волос и бороды, которые, в принципе, можно свести к одному: «Не стричь волосы на висках и не брить лицо бритвой». Начнем по порядку: Тора строго запретила мужчине брить бороду (Ваикра, 19:27). Если разобраться, то, в сущности, запрет касается только некоторых областей на мужском лице и, например, не включает в себя область усов, которые брить можно, но, как всегда, евреи решили быть святее папы римского и определили: нельзя гладко выбриться – и точка!
Хесед Обуздай эгоизм, приблизься к хеседу
«Уж сколько раз твердили миру… но только все не впрок», - слова «дедушки Крылова» остаются актуальными, к какому греху их не примени. В нашем случае – к эгоизму, ибо от него, как от противного, мы пролагаем дорогу к хеседу – бескорыстной помощи ближнему своему без намерения получить ответное благодеяние.
В чем-то верно, но не вполне корректно понимать под хеседом просто «благотворительность»: этот термин, если рассматривать его сквозь призму иудаизма, намного глубже и многограннее.
Начнем с того, что никогда не бывает вредно вспоминать прошлое, анализировать настоящее, думать о будущем. Все это сводится к основному вопросу: что можно улучшить в себе, и в своих отношениях к миру?
Что такое кошерный займ? Евреи и деньги – синонимы: истина столь же не требующая доказательств, сколь и простая. Примеров тому – поистине легион: любой антисемит столько расскажет об этом, что хватило бы на целый талмуд.Но есть одна денежная сфера, с которой не всё гладко – кредитование и займы. Ведь, как известно, евреям запрещено занимать деньги под проценты своим же собратьям-евреям (на все остальные народы мира этот принцип не распространяется). Ведь Тора запрещает «отрезать заранее отмеренный процент», а мудрецы запретили брать даже предварительный процент и процент, возвращаемый с благодарностью и многие другие варианты, включая продажу в рассрочку.
«..И сказал Г-сподь Моисею и Аарону, говоря им: скажите сынам Израилевым: вот животные, которых можно вам есть» (Левит. 11:2).
Этой фразой Б-г начинает длинно и не слишком точно (типично в Своём стиле) перечислять законы кашрута, говоря о том, что дозволено и не дозволено, пригодно и не пригодно в пищу верующему ортодоксальному еврею (не-ортодоксальные течения мы, вслед за Б-гом, в этой статье не признаём и не рассматриваем).
Прежде всего, следует четко понять, что для евреев вся пища делится на три группы: мясная, молочная и парвэ (средняя, пригодная и с тем и с другим).
«И сошел Я спасти его [еврейский народ] из-под власти Египта и привести его… в страну прекрасную и просторную, в страну, земля которой сочиться молоком и медом...» (Шмот 3:8)
Но, как выяснилось, в реках Земли Обетованной была вода: оно и понятно – молоко скисает, мед засахаривается, и вообще, пришедшим из пустыни после сорока лет скитаний детям Израильевым хотелось именно пить, а не есть мед, плавающий в молоке. Поэтому от анонсированного великолепия остались только законы кашрута, касающиеся молочных продуктов. Ими (законами, а не продуктами) мы и займемся.
Итак, Б-г разрешил евреям употреблять в пищу молоко любого вида, даже из некошерного (по законам о мясе) человека: еще бы – чем иначе можно было бы вскормить еврейское чадо из грудей еврейской мамы? Несущее в себе массу белков, лактозы, витаминов, минеральных и биологически активных веществ оно – просто то, что доктор прописал!
Что такое кошерные продукты ? В настоящее время многие люди, живущие в разных странах, и отнюдь не являющиеся евреями, отдают должное системе кошерного питания и кошерной кухне, мотивируя интерес и предпочтение не религиозными соображениями, а желанием оздоровить рацион, сделав его максимально полезным и приемлемым для усвоения организмом.
В этой связи нельзя не задаться вопросом: «что такое кошерное питание?» – и получить четкий ответ: это питание экологически чистыми и полезными продуктами, по рационально-продуманной схеме, отвечающей законам кашрута. На вопрос же о том, «каковы они, законы кашрута?» – можно получить не менее четкий ответ: это ряд норм и правил, принятых в среде верующих евреев
Соломоново решение
Было это очень давно – три тысячи лет назад. Столь долгий срок уже сам по себе – легенда, и сейчас сами вопросы о тех давних годах умерли от старости, оставив засыпанные песком «столицы мира», и ушедшие на дно океанов атлантиды…
Но у нас – евреев – есть верный и самый надежный проводник по бушующим морям истории – Священное Писание. В нем, помимо прочего, рассказано о великом еврейском царстве, о Первом Храме, построенном в золотой век, и о том, как он был уничтожен.
Все началось около 960 г. до н.э. (ок. 2928 году с сотворения мира), когда взошедший на престол еврейского царства молодой, красивый, и, несмотря на это, мудрый Соломон (Шломо), сын царя Давида, решил как можно лучше отблагодарить Г-спода Б-га за всё, что Он сделал для евреев.
Недолго думая – мудрость сама подсказала единственно правильное решение, – Соломон построил прекрасный Дом Б-га за Земле – Храм (как выяснилось – Первый).