Еврейские праздники
Ханука – прекрасный и веселый еврейский праздник, установленный в память возобновления б-гослужения в иерусалимском храме в 165 году до н.э., после того как это место было осквернено греками-идолопоклонниками. После победы, вернувшими Иудее независимость, евреи очистили Храм и вновь зажгли менору, которая чудесным образом горела восемь дней от масла, должного хватить всего на день. В честь этого чуда, в честь праздника свободы и победы Б-жьей волею, евреи празднуют Хануку, зажигая лампады или свечи, веселясь и вспоминая о былом…
Рош Ха-Шана – еврейский новый год– праздник чисто духовный, и как ясно, в нем нет места красиво убранным ёлкам, Дедам Морозам - Санта Клаусам, зайчатам и курантам, словом, всему привычному людям, выросшим в цивилизованно-европейском мире.А чему же в нем место? Благочестивым раздумьям, вере и надежде на будущее. Это праздник – ежегодняя веха на жизненном пути каждого из нас, день (точнее, дни, но об этом ниже), когда человек должен остановиться, оглянуться на пройденный путь, с чем-то проститься, кого-то простить… Согласно преданию, в дни Рош Ха-Шана (как известно, празднуемый два дня), всё сущее проходит перед Б-гом, как стадо перед пастырем. И Б-г внимательно и строго смотрит на это гомерическое шествие, отмечая в Книге Жизни, какая судьба ожидает в наступающем году каждого из людей: «…кому жить и кому умереть, кого ожидает покой, кого – скитания, кого – терзания, а кого – благополучие, кому суждена бедность, а кому – богатство».
Песах – самый известный и самый древний еврейский праздник, отмечающий, без преувеличения, рождение нашего народа, обретение им долгожданной свободы, выстраданной столетиями тяжкого рабства, и, впоследствии, принятия дарованной с небес Торы.Для евреев всего мира Песах напрямую и неразрывно связан с важнейшим событий Священной истории – Исходом из Египта , «из дома рабства», произошедшим около 3300 лет назад, а точнее, в 2448 году от Сотворения мира (1312 г. до н.э.).Как известно, дети Иакова-Израиля пришли в Египет как одна семья, и поначалу были радушно приняты, поселены в земле Гошен. Но когда евреев стало «слишком много», власти начали опасаться, что те могут восстать или оказать помощь врагам. Результатом этих опасений стали жестокие меры: на всех египетских евреев была возложена изнурительная трудовая повинность, дома евреев постоянно обыскивались, жен разлучали с мужьями, а новорожденных мальчиков убивали…
Введение. Еврейские праздники и посты
Но как определить праздник? Как день, которого ждешь, в который должно случиться нечто радостное, когда приглашаешь на застолье друзей и родных, когда весело и шумно, в небо взлетают пробки от шампанского и звучат песни? Или это повод спокойно посидеть и поразмыслить над зарубками, нанесенными на Древо собственной жизни, день, когда можно углубиться в себя и «впустить» сакральную суть праздника в свою душу, после чего вернуться в будни обновленным человеком?
Месяц Адар любим всеми без исключения евреями. И не только потому, что это – первый календарный месяц весны, но потому, что именно на него выпадает самый радостный и веселый еврейский национальный праздник – Пурим, установленный в память о чудесном спасении нашего народа, случившегося более 2500 лет назад! Это - время маскарадов и шутовских представлений, радости и льющегося рекой вина, шума трещоток и громыхания хлопушек.Сама по себе история Пурима, описанная в свитке (мегилат) Эстер проста и незамысловата. Время действия – IV век до н.э., место – древнее Персидское царство. Царь Ахашверош возвышает Амана и делает его своим первым министром, а тот издает указ: все должны падать ниц перед этим заносчивым сановником. Возле дворца на глаза Аману попадался еврей Мордехай, дядя царицы Эстер, который отказался преклонять колени, ибо падает ниц только перед Б-гом. Никогда хорошо не относившийся к евреям, Аман не на шутку разозлился, решив уничтожить весь народ.
Девятый день еврейского месяца Ав – вершина трехнедельного траура («Между теснин»), более того, самый траурный для евреев всего мира день в году, отмечаемый строгим постом и покаянными молитвами.
В своей основе пост связан с «грехом разведчиков»: когда Моисей привел евреев к границам Земли Обетованной, они побоялись сразу войти в нее, упросив отправить разведчиков, чтобы те, вернувшись, описали страну и перспективы жизни в ней. И хотя эта просьба была выражением сомнения в Б-ге, который вывел евреев из Египта и обещал им эту страну, Моисей поручил миссию главам двенадцати колен.
не упомянут в Торе, являясь, подобно Пуриму и Хануке, добавленным еврейскими мудрецами в более поздние периоды истории нашего народа. Конкретно же традиция празднования восходит ко временам иерусалимского Храма, и она весьма интересна.Прежде всего, слово «омер», давшее название празднику, означает сноп, а также – меру зерна, достаточную для одного человека на один день. На второй день Песаха евреи приносили в Храм сноп ячменя нового урожая – первый омер, после чего возносили Б-гу молитву об урожае, начиная, таким образом, 49-дневный отсчет «дней омера»: от Песаха до Шавуота, по числу дней от Исхода из Египта до получения Торы. А на пятидесятый день в Храм приносили второй омер – сноп пшеницы нового урожая.
День любви (Ту бе-Ав, досл. 15-й день месяца Ава) не относится к общепринятым еврейским праздникам, и хотя помечен в календаре как праздничный день, собственно, этой пометкой все праздничные мероприятия и ограничиваются. Нет никаких особых обычаев, ничего примечательного – это обычный рабочий день, разве что молитва в синагогах немного меняется – из нее исключаются покаянные тексты. И все.
А ведь когда-то этот праздник был очень значимым, существуя – немного-немало – еще до установления в древнем Израиле царства. Девушки, желающие выйти замуж, выходили танцевать в виноградники в окрестностях города Шило (где, как известно, в то время располагалась Скиния Завета), как говорится, «людей посмотреть, да себя показать». Здесь они встречались, знакомились, объяснялись в любви.
Как известно, 6 сивана 2448 года от Сотворения мира (или, что тоже самое, в 1312 г. до н.э.), еврейский народ получил Тору, дарованную Б-гом на горе Синай. В честь этого великого события из века в век мы празднуем светлый и радостный праздник Шавуот. Но всего через сорок дней после этого, временно оставшиеся без Моисея (призванного Всевышним подняться на гору Синай) евреи создали идола – золотого тельца, совершив тем самым тягчайший грех. Именно в этот день, 17 Тамуза, Моисей, спустившийся к людям со скрижалями завета, увидел литое изваяние и своих соплеменников, вакхически пляшущих вокруг него, предаваясь пьянству и разврату. В итоге, хотя Моисей все же сумел вымолить у Б-га прощение заблудшим, этот день так и остался несчастливым днем, ибо грех не был искуплен полностью ни тогда, ни тем более, сейчас.
Рош-Ходеш, по аналогии с Рош Ха-Шана, – новомесячье, начало нового еврейского месяца – также является праздником, приходящимся, как очевидно, на первый день каждого лунного месяца, за исключением месяца Тишрей, первый день которого – новогодний.Как совершенно очевидно, еврейский год состоит из 12 месяцев, начало которых устанавливается по новолунию, а продолжительность определяется средним промежутком между новолуниями и, таким образом, составляет 29 дней (месяцы «тевет», «адар» (не в високосном году), «ияр», «тамуз» и «элул»), или 30 дней (месяцы «тишрей», «шват», «нисан» и «ав»). Нельзя не сказать, что «хешван» и «кислев» иногда оба содержат по 30 дней, иногда оба – 29 дней, а порой «хешван» - 29, а «кислев» - 30 дней.