Праздник - Песах
Песах
Песах – самый известный и самый древний еврейский праздник, отмечающий, без преувеличения, рождение нашего народа, обретение им долгожданной свободы, выстраданной столетиями тяжкого рабства, и, впоследствии, принятия дарованной с небес Торы.
Для евреев всего мира Песах напрямую и неразрывно связан с важнейшим событий Священной истории – Исходом из Египта, «из дома рабства», произошедшим около 3300 лет назад, а точнее, в 2448 году от Сотворения мира (1312 г. до н.э.).
Как известно, дети Иакова-Израиля пришли в Египет как одна семья, и поначалу были радушно приняты, поселены в земле Гошен. Но когда евреев стало «слишком много», власти начали опасаться, что те могут восстать или оказать помощь врагам. Результатом этих опасений стали жестокие меры: на всех египетских евреев была возложена изнурительная трудовая повинность, дома евреев постоянно обыскивались, жен разлучали с мужьями, а новорожденных мальчиков убивали…
Моше (Моисей) был тем, которому было суждено выжить и спасти свой народ. Прямое вмешательство Б-жьей воли спасло его от неминуемой гибели от рук египтян и позже, когда Моше воспитывался во дворце фараона, он всегда ощущал себя частью своего народа.
За убийство египтянина, избивавшего еврея, Моше был приговорен к смерти, бежал, много лет жил в пустыне, среди кочевников, где и обзавелся семьей. Однажды, в окрестностях горы Синай, Моше увидел горящий, но не сгорающий куст. Из огня раздался голос Всевышнего, повелевающего 80-летнему Избранному отправиться в Египет и вывести евреев из рабства.
Фараон, перед которым предстали Моше со своим братом Аароном, разумеется, не захотел отпускать евреев, и Б-г наслал на Египет десять казней: воды Нила превратились в кровь, появилось множество жаб, мириады песьих мух, произошли нашествие диких зверей и падеж скота, на люди покрылись язвами и вшами, погиб урожай от града и саранчи, на Египет пала тьма и, наконец, погибли первенцы, когда Б-г умертвил первородных детей египтян, но пропустил («пасах» - на иврите) дома евреев.
В связи с последней египетской казнью, существует традиция «поста первенцев», когда евреи-первенцы мужского пола постятся в канун Песаха. При этом, если старший сын не достиг совершеннолетия, поститься его отец. Есть обычай приглашать первенцев на приуроченные к этому дню торжества, посвященных окончанию изучению какого-либо трактата из Талмуда.
Вернемся, однако, в древние времена. Только после того, как Б-г покарал Египет, фараон сдался и отпустил евреев, ушедших вслед за Моше. Так начался Исход, и, таким образом, Песах – праздник обретения свободы и достоинства, толпа вчерашних рабов сделалась освященным народом, достойным величайшего Б-жьего благоволения – получения Торы!
Из века в век во время праздника Пейсах, евреи исполняют главную заповедь, связанную с ним: рассказывать об истории Исхода, ибо «в каждом поколении должен еврей смотреть на себя так, как будто он сам, лично вышел из Египта». Накануне вечером, когда вся семья и гости, пришедшие в дом, собираются за праздничным столом, они читают Пасхальную Агаду – историю Исхода евреев из Египта, а сама трапеза называется «седер» («порядок» на иврите) и, являясь важнейшей частью праздника, проводится в определенном, строго установленном порядке: каждому действию отведено свое место и свое время.
Праздничная трапеза в миллионах еврейских семей во всех странах мира на протяжении веков, с соблюдением одних и тех же обычаев – это удивительное явление, помогающее нашему народу остаться единым целым в условиях многовекового рассеяния.
Для религиозных евреев дни Песаха – дни молитв, благочестивых размышлений и отдыха, когда если и не запрещена всякая работа (как в первый и последний день), то ограничена. Для светской части населения – прежде всего, в Израиле – это выходные, проводимые с семьей, друзьями и близкими. В полупраздничные дни, между началом и концом Песаха, часть учреждений работает полдня, а часть – вовсе не работает.
Кроме того, существует обычай справлять Песах-Шени (Второй Песах), наступающий в четырнадцатый день месяца Ияр. В древности в Песах в Храме приносились пасхальные жертвы, но сделать это могли только ритуально чистые люди; всякий же нечистый не мог приносить жертву. Для того чтобы не лишать людей возможности выполнить великую заповедь и радоваться празднику, Б-г постановил, что те, кто в срок не могли принести пасхальную жертву, могут сделать это месяцем позже, в Песах-Шени.
Сегодня нет Храма, нет возможности совершить ритуальное очищение и приносить жертвы. Поэтому Песах-Шени отмечается тем, что верующие евреи исключают покаянные молитвы из синагогальной службы, и едят мацу (при этом хлеб не запрещен).