Пост 17 Тамуза
Как известно, 6 сивана 2448 года от Сотворения мира (или, что тоже самое, в 1312 г. до н.э.), еврейский народ получил Тору, дарованную Б-гом на горе Синай. В честь этого великого события из века в век мы празднуем светлый и радостный праздник Шавуот.
Но всего через сорок дней после этого, временно оставшиеся без Моисея (призванного Всевышним подняться на гору Синай) евреи создали идола – золотого тельца, совершив тем самым тягчайший грех. Именно в этот день, 17 Тамуза, Моисей, спустившийся к людям со скрижалями завета, увидел литое изваяние и своих соплеменников, вакхически пляшущих вокруг него, предаваясь пьянству и разврату. В итоге, хотя Моисей все же сумел вымолить у Б-га прощение заблудшим, этот день так и остался несчастливым днем, ибо грех не был искуплен полностью ни тогда, ни тем более, сейчас.
Почти через 900 лет евреи, живущие в Эрец-Исраэль (Земле Израиля), снова отступили от заповедей Тору: поклонялись идолам, впадали в разврат и проливали человеческую кровь – все это является прямым нарушением б-жьих заповедей.
Поэтому в 3336 году от Сотворения мира (586 г. до н.э.) чаша терпения Г-спода переполнилась, и пролилась на заблудший народ гневом: Иерусалим был осажден вавилонянами, которых вел царь Навуходоносор. Именно в этот день, 17 Тамуза, прекратились ежедневные жертвоприношения в Храме – не стало возможности обеспечить доставку жертвенных животных, а через два года пал Первый Храм – евреями были потеряны земля и свобода.
Народ усвоил урок, раскаялся и, в свой срок получив свободу и землю, восстановил Храм. Но недолгим был порыв благочестия – люди вновь забыли божественные законы. Первым предупреждением свыше было лишение евреев независимости: с 3766 году (6 г. н.э.) Иудея порабощена «властелинами мира» – римлянами. Казалось, пора отринуть грех и всеми силами молиться о Возрождении, духовном и политическом, но нет, намеки понимать умеют не все. Поэтому, в 3828 году (68 г. н.э.), почти через пятьсот лет после разрушения Первого Храма, Иерусалим был вновь осажден, и в этот день, 17 Тамуза римляне пробили стены Священного Города. За поражением последовали разрушение Храма и изгнание.
Итак, 17 день еврейского месяца Тамуз – второй из постов, установленных в память о разрушении Первого и Второго Храмов (первый пост – 9 Ава, и о нем будет рассказано в отдельной статье).
Этот несчастливый, траурный день, наш народ отмечает постом скорби (т.е. от восхода солнца до наступления темноты). Общепринятые в таких случаях постановления сохраняются полностью: нельзя есть, пить, предаваться плотским и духовным наслаждениям, надевать новое платье и т.д. В этот день хорошо изучать по Торе строительство и устройство Храма, надеясь, что это ускорит приход Мошиаха (Месии), день нашего избавления из изгнания, возвращения в Эрец-Исраэль и воссоздания Третьего Храма.
Более того, три траурные недели, между постами 17 Тамуза и 9 Ава, называющиеся «Между теснин», и тоже считаются траурными, отмеченными особыми обычаями, точнее, ограничениями. В эти дни евреям запрещено слушать и играть музыку (если только они не музыканты, зарабатывающие искусством на жизнь, да и то – только до 1 Ава), устраивать свадьбы, произносить благословения «Шеэхеяну», покупать или надевать в первый раз новую одежду, стричься, и наказывать детей, даже за тяжелый проступок.
С началом месяца Ав вступают в силу дополнительные ограничения. В эти дни не строят зданий, предназначаемых для развлечений, не переезжают на новую квартиру, откладывают судебные тяжбы. С 1 дня месяца Ав не едят мяса и не пьют вина (кроме как по субботам), не стирают одежду и не надевают чистую, выстиранную заранее (опять-таки, кроме как в честь субботы), во многих общинах – не моются, даже холодной водой.