Праздник Лаг ба-Омер
Лаг ба-Омер
Праздник Лаг ба-Омер не упомянут в Торе, являясь, подобно Пуриму и Хануке, добавленным еврейскими мудрецами в более поздние периоды истории нашего народа. Конкретно же традиция празднования восходит ко временам иерусалимского Храма, и она весьма интересна.
Прежде всего, слово «омер», давшее название празднику, означает сноп, а также – меру зерна, достаточную для одного человека на один день. На второй день Песаха евреи приносили в Храм сноп ячменя нового урожая – первый омер, после чего возносили Б-гу молитву об урожае, начиная, таким образом, 49-дневный отсчет «дней омера»: от Песаха до Шавуота, по числу дней от Исхода из Египта до получения Торы. А на пятидесятый день в Храм приносили второй омер – сноп пшеницы нового урожая.
Согласно еврейской религиозной традиции, время между первым и вторым омером считается тревожно-определяющим для всего года: быть ли ему урожайным, или Эрец-Исраэль постигнет неурожай?
Но на 33-й день отсчета омера, в Лаг ба-Омер, устраивается нечто вроде «перерыва» в тревогах недель отсчета. Это связано с талмудическим преданием о чудесном прекращении эпидемии, унесшей жизни множества учеников великого законоучителя, рабби Акивы. В память об этом у верующих евреев действует ряд траурных ограничений: они не стригутся, не проводят застолий и свадебных торжеств, не надевают новую одежду. И лишь в Лаг ба-Омер, когда мор прекратился, траурные обычаи отменяются.
Также очень многие верующие евреи ночь «захода» Лаг ба-Омера проводят на могиле раби Шимона бар Йохая, расположенной на горе Мерон (близ города Цфат). Этот обычай особенно тщательно соблюдается хасидами и евреями, изучающими Каббалу. На горе Мерон, мальчикам, достигшим трехлетнего возраста, делают традиционное срезание волос (халаке), а взрослые веселятся и поют.
Кроме того, в этот праздничный день мы вспоминаем о славном восстании Бар-Кохбы (131 - 135 гг. н.э.), поднятого евреями Иудеи против владычества Римской империи.
На первых порах евреи одержали ряд побед, используя полную неготовность римских оккупантов. Под предводительством Бар-Кохбы еврейские воины брали крепость за крепостью, и вскоре изгнали ошалевших от неожиданности римлян. В течение одного года в руках повстанцев оказались 50 крепостей и тысяча селений, сам же Бар-Кохба провозгласил себя царем Иудеи и велел чеканить собственные монеты.
Разгневанный император послал в Палестину отважного полководца Юлия Севера, сопроводив назначение несколькими легионами. Тот сразу оценил выгодное военно-стратегическое положения повстанцев, и поэтому воздерживался от больших сражений. Действуя партизанскими методами, изматывая евреев мелкими, но чувствительными ударами, перерезая линии снабжения, уничтожая поля, колодцы и обозы, Север довел повстанцев до того, что они вынуждены были отступить к горной твердыне Бейтару, сдав Иерусалим. Имея за плечами опыт Массады, римляне всего за год управились с крепостью и захватили ее, произведя ужасную резню, не щадя ни женщин, ни стариков, ни детей.
В результате этой последней попытки вернуть себе независимость, десятки тысяч евреев погибли, погиб и Бар-Кохба. Однако отважные евреи оставили неизгладимый след в истории, и в Лаг ба-Омер мы вспоминаем мужество и отвагу своих предков.
В Лаг ба-Омер школьники выезжают на природу целыми классами, готовят луки и стрелы, а затем устраивают соревнования по стрельбе и веселые эстафеты. К обычаям Лаг ба-Омера относится и его «визитная карточка»: разжигание накануне вечером, после захода солнца, костров, пляски и песни вокруг них.