Рош Ходеш (новомесячье)
Рош-Ходеш, по аналогии с Рош Ха-Шана, – новомесячье, начало нового еврейского месяца – также является праздником, приходящимся, как очевидно, на первый день каждого лунного месяца, за исключением месяца Тишрей, первый день которого – новогодний.
Как совершенно очевидно, еврейский год состоит из 12 месяцев, начало которых устанавливается по новолунию, а продолжительность определяется средним промежутком между новолуниями и, таким образом, составляет 29 дней (месяцы «тевет», «адар» (не в високосном году), «ияр», «тамуз» и «элул»), или 30 дней (месяцы «тишрей», «шват», «нисан» и «ав»). Нельзя не сказать, что «хешван» и «кислев» иногда оба содержат по 30 дней, иногда оба – 29 дней, а порой «хешван» - 29, а «кислев» - 30 дней.
Кроме того, есть простые года, а есть – високосные, отчего напрямую зависят астрономические расчеты, определяющие количество дней в том или ином еврейском месяце. Високосный год отличается не лишним днем, как в солнечном (григорианском) календаре, а дополнительным, тринадцатым, месяцем - Адаром-Бэт (второй месяц Адар). В этом случае первый Адар (Адар-Алеф) содержит 30 дней, а второй – 29 дней.
Разобравшись, пусть и кратко, с астрономией, счетом дней и лет, перейдем к празднованию у евреев рош-ходеша. Итак, сама по себе традиция такого празднования опирается на Книгу Шмот (Исход), где прямо говорится о еврейском календаре.
Раньше, в дни седой древности, начало нового месяца устанавливала особая судейская коллегия, члены которого получали право на это от своих учителей. Вместе, единогласным решением, они исполняли немаловажную заповедь Торы, вынося определение о начале нового месяца на основании показаний свидетелей, своими глазами видевших молодой месяц в небесах. После этого мудрецы благословляют и освящают месяц, а в Храме в тот день приносили дополнительную жертву (Мусаф), и левиты приветствовали наступление нового месяца прекрасными песнопениями.
В наше же время в Рош-Ходеш жертвоприношение заменило чтение дополнительной молитвы Мусаф, да и в остальные молитвы и некоторые благословения включают слова «Яале веяво» («Да поднимется и придет…»). Также в новомесячье евреи читают «Хиллель», подчеркивая особую святость этого дня.
В сущности, это все, что можно сказать о праздновании Рош-Ходеша. Разве что, стоит добавить несколько положений, освященных многовековой традицией: так, не существует запрета работать в Рош-Ходеш, хотя в древние люди все-таки считали эти дни выходными, наравне с субботой. А в будущем Рош-Ходеш станет днем паломничества в Иерусалим, как предсказано святыми еврейскими пророками.
Кроме того, в Рош-Ходеш следует устраивать праздничную трапезу, а в некоторых общинах (в основном, евреев, выходцев из арабских стран) существует обычай зажигать в новомесячье праздничные свечи. В любом случае, в Рош-Ходеш принято подавать на стол дополнительное блюдо, даже если он приходится на субботу, когда трапеза и без того праздничная.
За редким исключением, в новомесячье запрещено поститься и даже оплакивать покойного.
И, наконец, суббота перед Рош-Ходеш называется «Шабат мевархим», и перед молитвой Мусаф произносят благословение на наступающий месяц, в котором упоминается, в какой день наступает Рош-Ходеш, а также читают благословение, включающее в себя молитву, в которой евреи просят, чтобы новый месяц принес нашему народу добро и счастье. Интересно, что в восточных общинах эту молитву также произносят перед чтением Торы.