Праздник Ханука
Ханука – прекрасный и веселый еврейский праздник, установленный в память возобновления б-гослужения в иерусалимском храме в 165 году до н.э., после того как это место было осквернено греками-идолопоклонниками. После победы, вернувшими Иудее независимость, евреи очистили Храм и вновь зажгли менору, которая чудесным образом горела восемь дней от масла, должного хватить всего на день. В честь этого чуда, в честь праздника свободы и победы Б-жьей волею, евреи празднуют Хануку, зажигая лампады или свечи, веселясь и вспоминая о былом…
Этот прекрасный и радостный, столь любимый еврейскими детьми восьмидневный праздник, начинающийся на двадцать пятый день месяца Кислев, имеет долгую, но стоящую того, что бы ее послушать историю. Ибо она – поистине героическая сага борьбы «немногих против многочисленных и слабых против сильных», праведников против нечестивцев!
Итак, в 332 году до н.э. Иудея подпала под власть греческого царя Александра Македонского, который не вмешивался в религиозную жизнь евреев – у него были свои жизненные цели и задачи, так что, подчинив себе маленькую страну, царь лишь поблагодарил евреев за не оказанное сопротивление, ни на чем не настаивая.
После смерти Александра и множества войн за раздел его наследия, власть над Ближним Востоком перешла к египетской династии Птолемеев, однако, примерно через сто лет, цари греко-сирийской части бывшей македонской империи – Селевкиды – отняли у них Иудею.
Поначалу общая ситуация оставалась неизменной и даже отчасти улучшилась: евреи получили гарантии, подтверждающие право жить «по законам своих отцов». Но пришедший к власти царь Антиох IV Эпифан с 175 года до н.э. начал проводить насаждение греческой культуры, философии и образа жизни, «загоняя в рай дубинкой» все негреческого населения страны, применяя жесткость и насилия. В результате был издан ряд царских указов, запрещавший евреям праздновать субботу, и организовано отправлять религиозную службу; запрещалось обрезать детей, обучать их в школах и собираться для чтения священных книг. Особенно пострадал Иерусалим: город «сменил» имя на «Южная Антиохия», сокровища были конфискованы, а сам Храм гнусно осквернен.
В ответ на это в Иудее началось крупномасштабное восстание, очень скоро переросшее в настоящую народную войну. Во главе повстанцев встали члены семьи Маккаби (Маккавеи). По сравнению с войском Антиоха, повстанческая армия была малочисленна, плохо вооружена и почти не подготовлена. Понимая это, вожди избегали открытых сражений, действуя партизанскими методами, вредительствуя и устраивая диверсии.
Благодаря этой тактике, евреи одерживали одну победу за другой, за три года изгнав поработителей с территории страны и освободив Иерусалим, доказав, тем самым, что высокая цель и сила духа, освященная верой, сильнее мечей и копий любого врага. В этой борьбе евреи смогли отстоять свою независимость, свое священное право на Эрец-Исраэль и веру!
Предание гласит, что пока Храм был в руках греков, те осквернили все масло для светильника, так что у победителей не было возможности зажечь его снова. Евреям удалось найти только один кувшин, запечатанный печатью первосвященника с кошерным, не подвергшимся осквернению маслом, достаточным для поддержания огня лишь в течение одного дня. Тем не менее, было решено зажечь храмовую менору – и сила благочестия, стремящаяся как можно скорее свершить Б-ожью волю, вновь освятив и очистив Храм, совершила чудо: огонь в золотом светильнике горел восемь дней, в течение которых было приготовлено новое масло.
В память об этом событии был учрежден особый праздник – Ханука, праздник священного огня и света, свободы и прославления Б-га за ниспосланную своему народу победу веры!
Поэтому главной особенностью праздника является зажигание восковых или парафиновых свечей в особом светильнике – ханукие. Мудрецами установлен точно выверенный порядок зажигания светильника: в первый праздничный вечер зажигают одну свечу (крайнюю справа), во второй – две (их устанавливают справа налево, а зажигают наоборот – слева направо), в третий – три и так далее, так что в восьмой вечер зажигают все восемь свечей. При этом произносят особые благословения, а кроме этих огней принято зажигать еще один, дополнительный светильник — шамаш («служебный»).
Во время зажигания светильников все домочадцы должны собраться вместе, ибо заповедь требует общественного присутствия при прославлении чуда. После зажигания первого светильника поют праздничные песни, а поутру читают «Галлель» и особые ханукальные молитвы.
В начале статьи мы указали, что Ханука – особо любимый еврейскими детьми праздник – и это отнюдь не случайно: в израильских школах на время праздника проходят каникулы, а детям принято дарить игрушки и давать деньги (так называемые «ханука гельт»), чтобы усилить их радость по поводу наступления праздника, хотя куда больше-то?
О давних событиях напоминает также игра в ханукальный волчок, на каждой из четырех граней которого написана первая буква слов фразы «Чудо великое было здесь» (если дело происходит в Израиле) или «Чудо великое было там» (в диаспоре)…
С холодком темнеет вечер,
Серебрится небосвод,
Чудо - Ханука идет.
Зажигает ярко свечи
И желает радость встречи,
Веселится весь народ,
Чудо – Ханука идет.