Рош Ашана - еврейский новый год
Рош Ха-Шана
Рош Ха-Шана – еврейский новый год– праздник чисто духовный, и как ясно, в нем нет места красиво убранным ёлкам, Дедам Морозам - Санта Клаусам, зайчатам и курантам, словом, всему привычному людям, выросшим в цивилизованно-европейском мире.А чему же в нем место? Благочестивым раздумьям, вере и надежде на будущее. Это праздник – ежегодняя веха на жизненном пути каждого из нас, день (точнее, дни, но об этом ниже), когда человек должен остановиться, оглянуться на пройденный путь, с чем-то проститься, кого-то простить…
Согласно преданию, в дни Рош Ха-Шана (как известно, празднуемый два дня), всё сущее проходит перед Б-гом, как стадо перед пастырем. И Б-г внимательно и строго смотрит на это гомерическое шествие, отмечая в Книге Жизни, какая судьба ожидает в наступающем году каждого из людей: «…кому жить и кому умереть, кого ожидает покой, кого – скитания, кого – терзания, а кого – благополучие, кому суждена бедность, а кому – богатство».
Таким образом, Рош Ха-Шана – дни суда и отчета детей человеческих. Уже из-за одного этого этим дням совершенно не приличествует атмосфера беззаботной радости. Но, с другой стороны, искренняя же вера в то, что Б-г желает всем только добра, и своим безграничным милосердием «укротит» собственный же гнев, превращает эти дни именно в праздник. Подобно тому, как в праздники трубят фанфары, на Рош Ха-Шана трубят в шофар, слушать который является главной заповедью праздника. Отрывистые и резкие, словно пробуждающие наши души, звуки шофара призывают к раскаянию, к пересмотру своего не всегда достойного пути и осознанию смысла жизни. Шофар как бы взывает: «Очнитесь те, кто дремлет, кто бессмысленно тратит отпущенные годы! Очистите души свои и добрыми сделайте дела ваши!»
Таким образом, это время проанализировать свои поступки за весь предшествующий и подготовиться к наступающему году. Это очевидно уже из самого названия праздника, означающее «голова года», ибо как голова управляет телом, так Рош Ха-Шана управляет деятельностью человека в течение всего года, начинающегося этим великим днем. А значит, провести его необходимо в добре, душевном тепле, любви и покое, то есть, именно в том, что одни называют «гармонией с внешним миром и самим собой», а другие – «счастьем».
В этот день евреи не работают; разрешено делать только то, что связанно с приготовлением пищи. Вместо работы, люди дарят друг другу подарки, посылают поздравления тем, кто далеко, а семья и ближние собираются за столом, украшенным традиционными праздничными блюдами.
Любой нормальный человек хочет, чтобы начинающийся год был хорошим, «сладким». Поэтому и блюда этого дня символизирует пожелания счастливого года. Самым же традиционным являются яблоко с медом, «осеняемое» благословением-пожеланием: «Да будет Воля Твоя, чтобы новый год был хорошим и сладостным».
Вообще, Рош Ха-Шана – праздник, богатый символическими обрядами, для хотя бы простого перечисления которых не хватило бы места в этой обзорной статье (да и в десятке таких статей), поэтому повторимся: голова года – тот самый праздник, от которого зависит весь год.
На следующий день после Рош Ха-Шана, в третий день месяца Тишрей, наступает пост Гедальи, установленный мудрецами после смерти Гедальи, сына Ахикама, последнего правителя Иудеи, назначенного завоевателями-вавилонянами правителем над евреями, оставшимися в Эрец-Исраэль после разрушения Первого Храма. С его трагической смертью погасла последняя искра еврейской государственности в древней, захваченной и разоренной стране, а людей ждало окончательное изгнание и гибель многих тысяч из них.
В память об этих печальных событиях мудрецы объявили день гибели Гедальи днем поста, который длится от восхода солнца до появления на небе первых звезд.