ОНААТ ДВАРИМ (ОБИДА С ПОМОЩЬЮ РЕЧИ)
ОНААТ ДВАРИМ (ОБИДА С ПОМОЩЬЮ РЕЧИ)
Учили перед рав Нахманам бар Ицхак: каждый, который оскорбляет своего товарища прилюдно, как будто проливает кровь. Сказал ему: хорошо ты сказал. И то что мы видим что уходит краснота и приходит белизна (лицо).
ЗАПРЕТ ОБИЖАТЬ СЛОВАМИ
Источник: Как Тора запретила обижать другого человека (обманывать) при финансовых сделках, так запретила Тора обижать словесно. Как сказано: НЕ ОБИЖАЙТЕ ДРУГ ДРУГА И БОЙТЕСЬ Б-ГА.
Обида с помощью слов – строже, чем обида финансовая. Потому что деньги можно вернуть, а оскорбление невозможно вернуть.
Финансовая обида только материальна, а словесная обида бьет по самому человеку.
Мудрецы говорят: тот, который обращается к Б-гу за оскорбление, которое ему причинили, Б-г сразу ему отвечает (за словесную обиду - строгое наказание).
Примеры для словесной обиды
Несколько примеров приводятся по мудрецам, и из этого мы можем выучить другие примеры:
- Нельзя узнавать в магазине цена на вещь, либо узнавать у работника стоимость его услуг. Если спрашивающий абсолютно не заинтересован в предмете либо в найме работника, потому что этим он причиняет страдание хозяину магазина или работнику.
- Если спрашивающий изначально сказал, что он не заинтересован в покупке или в найме – можно спрашивать.
- А также можно узнавать цену в нескольких местах, чтобы знать наиболее выгодное предложение.
- Когда человек узнает, где можно что-либо купить, нельзя отправлять его в то место где этого нет.
- Если спросили, какую то вещь в обществе, нельзя обращаться к человеку, который не знаком с этой темой спрашивая его мнение (потому что причиняет ему стыд).
- Нельзя человеку, который сделал тшуву (был нерелигиозный) или который сделал какое-то нарушение и потом сделал тшуву, напоминать об его проступках, поскольку это причиняет страдание.
- Если у человека есть какие-то беды, нельзя говорить ему – пришло к тебе из-за твоих нарушений (ногу сломал) (можно сподвигать человека к тому чтобы он сделал тшуву и пересмотрел свои действия, но нельзя говорить, это так чтобы причинить ему страдания).
Как вести себя с вдовами и сиротами?
Перепишем РАМБАМА в законах о понятии (глава 6): закон о том, как нужно вести себя с сиротами и вдовами «обязан человек остерегаться с сиротами и вдовами, поскольку их дух очень принижен, даже несмотря на то, что у них есть деньги. Даже вдова царя и его сироты - мы предупреждены остерегаться с ними (в Торе) как сказано «всякую вдову и сироту не обижать» (Шмот 22 глава 21 пасук).
И как с ними нужно себя вести? Говорить с ними мягко и вести себя уважительно, и не натруждать тяжелой работой и жесткими речами и беречь их имущество больше своего.
Кто такой сирота и кто такая вдова?
Вдовой считается любая женщина, у которой умер муж, и все время пока она не вышла замуж. Даже очень пожилая, даже если ее муж умер много лет назад – считается вдовой и нужно остерегаться ее обижать.
Сироты – мальчик или девочка, у которых умер или папа или мама, все время пока они в возрасте в котором не могут себя обеспечить и полагаются на помощь других.
РАМБАМ: ВСЯКИЙ КТО ИХ ЗАДИРАЕТ ИЛИ ЗЛИТ ИЛИ ОБИЖАЕТ ИЛИ ПРИТЕСНЯЕТ ИЛИ ПРИВОДИТ К ПОТОРЕ ИХ ИМУЩЕСТВА – НАРУШАЕТ ЗАПРЕТИТЕЛЬНУЮ ЗАПОВЕДЬ. И ТЕМБОЛЕЕ ТОТ КОТОРЫЙ БЬЕТ ИХ ИЛИ ПРОКЛИНАЕТ. Этот запрет несмотря на то что нет за него наказания в суде (39 ударов) его наказание написано в ТОРЕ прямым текстом «И ВОЗГОРИТЬСЯ МОЙ ГНЕВ НА ВАС И УБЬЮ Я ВАС МЕЧЕМ» (Шмот гл. 22 пс. 23).
Союз заключил с ними тот кто сказал «и стал мир», что все в любое время когда они кричат из-за того что их притесняют им отвечают с небес, как сказано «ЕСЛИ КРИЧАТЬ БУДЕТ КО МНЕ, УСЛЫШУ ЕГО КРИК» (Шмот 20 гл. 22 пс.).