Еврейские традиции и обряды
Сам по себе термин «диаспора» (греч. «рассеяние») – суть постоянное пребывание значительной части еврейского народа вне Эрец-Исраэль (Земли Израиля), – был введен в эллинистическую эпоху и употреблялся лишь говорившими по-гречески евреями для обозначения добровольного проживания на чужбине.
Как совершенно ясно, при этом делалась четкая разница между этим и вынужденным изгнанием, обозначаемым словом «галут». Позже именно оно, обозначая потерю родины, как главнейшего центра еврейского народа, превратилось в специфическое понятие, характерное исключительно для еврейской истории, ибо диаспора существует также у других народов – ни для кого не секрет, что есть греческая, армянская, китайская диспоры и пр.
Хала — сдобный праздничный еврейский хлеб, похожий на бриошь, чаще всего заплетённый косой. Хала вкусна для всех, безотносительно религии, что доказывает в том числе и то, что этот хлеб был чрезвычайно популярен в СССР, на него был отдельный ГОСТ. Чаще, правда, в то время его стыдливо называли «плетёнка», но сегодня хала продаётся практически во всех пекарнях, но, разумеется, там она не кошерна.
Кошерным называют продукт, ингредиенты и производственный процесс которого соответствуют еврейскому диетарному закону (кашруту). Главным контролирующим органом является департамент кашрута или машгиах. Законы кашрута разделяют все пищевые продукты животного происхождения на мясные и молочные, совместное употребление которых запрещено. Халу готовят из муки, дрожжей, соли, сахара, яиц и растительного масла.
Рош Ха-Шана – еврейский новый год – праздник чисто духовный, и как ясно, в нем нет места увешанным игрушками ёлкам, Дедам Морозам или Санта-Клаусам, курантам и полосатым леденцам, словом, всему привычному людям, выросшим в цивилизованно-европейском мире.
А чему же в нем место? Благочестивым раздумьям, вере и надежде на будущее. Это праздник – ежегодняя веха на жизненном пути каждого из нас, день (точнее, дни, но об этом ниже), когда человек должен остановиться, оглянуться на пройденный путь, с чем-то проститься, кого-то простить…
Исторический опыт, идущий из глубины веков, показал, что у еврея можно отнять все – достояние, деньги, семью (на дай Б-г), здоровье, даже жизнь – но только не чувство юмора. Евреи шутили даже в концлагерях, во время безнадежно-героических восстаний в гетто, в совершенно нечеловеческих условиях. Поэтому, вполне можно сказать, что чувство юмора – одна из важнейших причин жизнестойкости еврейского народа.
Правда, наш юмор часто невеселый, даже грустный. Не ищите в нем раблезианской жизнерадостности, вольтеровского оптимизма, свифтовской горечи сарказма или вудхаузского «тонкого троллинга». Это и не гоголевский «смех сквозь слезы», а скорее «слезы сквозь смех».
В начале было слово «ортодоксальный» (др-греч. букв. «правильное мнение»), характеризующее главное направление иудаизма. Потому и «главное», что «правильное», то есть то, какое положено евреям. Таким образом, последователи ортодоксального иудаизма - ортодоксы (они же «харедим», досл. «боящиеся (Б-га)») продолжают вековечную традицию еврейской религиозной жизни. Передавая эту самую традицию каждому новому поколению, ортодоксы движимы желанием сохранить и преумножить классические формы иудаизма. Обязательным условием этой концепции является соблюдение верующими евреями религиозного закона (Галахи) в том виде, в каком он зафиксирован в Мишне и Гемаре (то есть, собирательно, в Талмуде) и кодифицирован в своде «Шулхан арух» (XVI в.).
Еврей, не знающий, что такое Песах – наверное, такой же нонсенс, как вечный двигатель для физиков, квадратура круга для математиков или кровососущий мертвец для биологов. Самый известный и самый древний еврейский праздник, отмечающий рождение нашего народа, обретение им свободы, выстраданной столетиями тяжкого рабства в Египте.
Не менее известен факт того, что дети Иакова-Израиля пришли в Египет как одна семья, но когда их стало «слишком много», фараон приказал возложить на евреев изнурительную трудовую повинность, жен разлучать с мужьями, а новорожденных мальчиков бросать в Нил…
Как совершенно очевидно, речь пойдет не о светских евреях и, тем более, светских израильтянах – их одежда ничем не отличается от одежды не-еврея такого же социальной группы и уровня достатка, где бы те ни жили.Не пойдет у нас речь ни о религиозных сионистах, ни о реформистах и ни о евреях – сторонников консервативного иудаизма. Внешний облик первых отличает только вязанная кипа на голове, остальные – одеваются так же, как сограждане тех стран, в которых живут. Речь у нас пойдет исключительно об ортодоксальных и ультра-ортодоксальных евреях, различающихся разной степенью религиозности и принадлежностью к тем или иными направлениям хасидизма, о жителях религиозных районах Иерусалима, Бней-Брака, Цфата или Ашдода.
Ранее мы рассказывали о мужской еврейской одежде – напомним, имея в виду только ортодоксальных евреев и хасидов, – и теперь логичным продолжением темы был бы рассказ о модах еврейской прекрасной половины, разумеется, тоже религиозной. Прежде всего, говоря об этом надо иметь в виду – согласно ортодоксальному взгляду на вещи, истинная красота женщины определяется её внутренней красотой, тонкостью и благородством, но еще более важно – скромностью. Всем известна поговорка о том, что девушку украшает скромность (остряки добавляют – когда нет других украшений!) – и это полностью относится к религиозной еврейке.
Прежде всего, договоримся: еврейская община = кагал. Да и как иначе назвать то, что с иврита переводится как «собрание народа, народный сход, вече»? Только – «община», верно? Вооружившись этой договоренностью, определим «общину» как самоуправляемую группу свободных людей-общинников, имеющих во главе свободно же выбранных ответственных людей – не только непосредственно управленцев, но и представителей перед местными, не-еврейскими (в диаспоре) властями в любой точке земного шара. У этих же властей мы находим первые упоминания о кагале, политкорректно названном «зборы жидовске» (Польша, XIV в.), и имевшая официально признанный статус в государствах Восточной Европы, где в те времена имелись еврейские общины.
Всем, знакомым с еврейской историей, известно: центром религиозной жизни народа являлся Храм (сначала Первый, потом – Второй), «жилища Б-га на Земле», возведенные по Его прямому распоряжению. Не менее известно, что Первый Храм был уничтожен вавилонянами в 586 г. до н.э., а Второй – римлянами в 70 г. н.э., Третьего – ожидаемого уже почти 2 тысячи лет, на который верующими евреями возлагается так много надежд и стремлений – пока нет, и когда будет только Б-гу известно…Но молиться-то где-то надо, правильно? Вот и пришлось построить «заместителя» Храма – синагогу. Слово это – греческое, означающее то же, что и «Бейт-Кнессет» – «Дом Собраний [для молитв]». Таким образом, синагога – это, прежде всего, специально устроенное помещение для еврейского богослужения и, в качестве такового, является центром религиозной жизни любой общины.