Ортодоксальный иудаизм
В начале было слово «ортодоксальный» (др-греч. букв. «правильное мнение»), характеризующее главное направление иудаизма. Потому и «главное», что «правильное», то есть то, какое положено евреям.
Таким образом, последователи ортодоксального иудаизма - ортодоксы (они же «харедим», досл. «боящиеся (Б-га)») продолжают вековечную традицию еврейской религиозной жизни.
Передавая эту самую традицию каждому новому поколению, ортодоксы движимы желанием сохранить и преумножить классические формы иудаизма. Обязательным условием этой концепции является соблюдение верующими евреями религиозного закона (Галахи) в том виде, в каком он зафиксирован в Мишне и Гемаре (то есть, собирательно, в Талмуде) и кодифицирован в своде «Шулхан арух» (XVI в.).
В качестве религиозного течения ортодоксальный иудаизм сложился как реакция на возникновение реформизма, распространение хаскалы и идей эмансипации, особенно секуляризацию еврейской жизни.
Встав на позиции непримиримого противодействия каким бы то ни было новшествам в религиозной и общественной жизни, ортодоксы «заслужили» свое название, первоначально бывшее в устах просвещённых евреев презрительным прозвищем, ибо сами себя глубоко верующие евреи именовали «йереúм» («благочестивые») или «харедим».
Примерно тогда же возник термин «датиим» («религиозные»), относившийся к ортодоксальным течениям восточноевропейского еврейства.
Слово прижилось и в Израиле, где подавляющее большинство традиционного еврейства является ортодоксальным. Поэтому в современный иврит прочно вошло противопоставление «датиим» - «хилоним» (досл. «светские», в контексте, «свободомыслящие»).
Ортодоксальный иудаизм израильских евреев представлен несколькими основными направлениями, однако, при всей многочисленности и разнородности, в среде харедим не происходит раскола! Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять причину: все эти группы и ответвления с устойчивостью компасной стрелки тяготеют к одному и тому же «магниту»: вечной и Б-говдохновенной Торе!
В Израиле ортодоксальный иудаизм пронизывает всю жизнь страны. Имеются ортодоксальные коммуны, районы и поселения, экспериментальные фермы и предприятия, существует разветвленная сеть ешив и университет Бар-Илан, взявший за образец знаменитую ешиву-университет в Нью-Йорке. Среди ортодоксальных евреев есть моряки и генералы, инженеры и ученые, каменщики и эстрадные артисты, журналисты и министры, даже водители такси! Израильские города усеяны синагогами, как европейские или американские – церквями. Очевидно, что существующий в Израиле иудаизм – это именно иудаизм ортодоксальный, представленный во многих своих вариациях.
Однако Израиль не является религиозной страной в том смысле, как, например, Испания или Иран. Ведущие политические силы еврейского государства – социалистические по своей сути, культура носит своеобразный, скептический характер, нравы свободны (даже слишком), армия традиционно непобедимая и легендарная. Словом, сложная страна, ничего не попишешь…
А, если вы хотите посмотреть на предметы еврейской ортодоксальной атрибутики. Посмотреть