Еврейская мужская национальная одежда
Как совершенно очевидно, речь пойдет не о светских евреях и, тем более, светских израильтянах – их одежда ничем не отличается от одежды не-еврея такого же социальной группы и уровня достатка, где бы те ни жили.
Не пойдет у нас речь ни о религиозных сионистах, ни о реформистах и ни о евреях – сторонников консервативного иудаизма. Внешний облик первых отличает только вязанная кипа на голове, остальные – одеваются так же, как сограждане тех стран, в которых живут и в их одежде нет ничего интересного.
Речь у нас пойдет исключительно об ортодоксальных и ультра-ортодоксальных евреях, различающихся разной степенью религиозности и принадлежностью к тем или иными направлениям хасидизма, о жителях религиозных районах Иерусалима, Бней-Брака, Цфата или Ашдода.
Почти все они – не считая вполне определенных вариаций и деталей – одеваются в этакую «униформу»: черные туфли, брюки, сюртук, белоснежная рубашка, и опять-таки черная шляпа (шапка, картуз). Словом, картинка с выставки последнего писка моды XVIII - XIX веков что и называется еврейская традиционная одежда.
Коротко говоря, «идеологическая» подоплёка ношения именно такой анахроничной одежды – проста: с давних пор евреи смотрели, как одеты гои, – и одевался иначе. Этим они сами выделяли себя из сонма народов мира, были легко узнаваемы в толпе и друг другом.
Выше говорилось, что от общины к общине, у сторонников разных ветвей ортодоксии и хасидизма одежда меняется в деталях, но среди всего этого разнообразия можно выделить два обязательных атрибута: кипа и талит катан (четырехугольная накидка с отверстием для головы и четырьмя кистями по краям), обязательные к ношению.
Немаловажной деталью еврейской одежды является головной убор – помимо кипы, им, как правило, является шляпа или шапка, а может быть и кепка-картуз старого покроя, «русско-польского» покроя. Всего существует 34 основных типов шляп, каждый из которых свидетельствует о происхождении, общинной принадлежности и даже социальном статусе хозяина, но их подробный разбор явно выходит за рамки нашего краткого очерка.
Длинный сюртук (капота), наглухо закрытый и непременно черного цвета, или черный же пиджак – типичная будничная одежда хасидов, разнящаяся, повторимся, только в деталях
Надевают они еще и халаты – как правило, в особых случаях: праздничный шелковый, расшитый узором, а также особый черный атласный плащ – бекече, доставаемый из шкафов только в шаббат или в праздники.
И капота, и сюртук, и халат хасида должны быть перетянуты поясом, сплетенным из черной шелковой нити или ткани – либо в виде гладкой ленты, либо продольно свернутый в двойную трубочку.
С брюками – еще проще, чем с сюртуками: хасид носит или обычные черные брюки, или особые брюки до колена (это – мода многих выходцев из Восточной Европы).
Наконец, буквально два слова про обувь: многие ортодоксы и хасиды носят туфли без шнурков, с тупым носком и низким подъемом.