Еврейская пасхальная история
Еврей, не знающий, что такое Песах – наверное, такой же нонсенс, как вечный двигатель для физиков, квадратура круга для математиков или кровососущий мертвец для биологов. Самый известный и самый древний еврейский праздник, отмечающий рождение нашего народа, обретение им свободы, выстраданной столетиями тяжкого рабства в Египте.
Не менее известен факт того, что дети Иакова-Израиля пришли в Египет как одна семья, но когда их стало «слишком много», фараон приказал возложить на евреев изнурительную трудовую повинность, жен разлучать с мужьями, а новорожденных мальчиков бросать в Нил…
Моше (Моисей) был тем, кто, благодаря прямому вмешательству Б-жьей воли, избежал неминуемой гибели от рук египтян, бежал, много лет жил в пустыне. Однажды, в окрестностях горы Синай, он увидел несгорающий куст. Из огня раздался голос Всевышнего, повелевающего 80-летнему Избранному отправиться в Египет и вывести евреев из рабства.
Фараон, перед которым предстали Моше со своим братом Аароном, разумеется, не захотел отпускать евреев, и Б-г наслал на Египет десять казней, самой страшной из которых была гибель первенцев, когда Б-г умертвил первородных детей египтян, но пропустил («пасах» - на иврите) дома евреев.
Только после того, как Б-г покарал Египет, фараон сдался и отпустил наш народ, ушедших вслед за Моше. Так начался Исход, и, таким образом, Песах – праздник обретения свободы и достоинства, толпа вчерашних рабов сделалась освященным народом, достойным величайшего Б-жьего благоволения – получения Торы!
С тех самых пор евреи исполняют главную заповедь, связанную с Песахом: рассказывают об истории Исхода, ибо «в каждом поколении должен еврей смотреть на себя так, как будто он сам вышел из Египта».
Собираясь за праздничным столом, они читают Агаду, совершая особую трапезу («седер»), состоящую из блюд, освященных многовековой традицией.
Среди них – маца, в количестве трех цельных листов, символизирует не только «хлеб бедности», но и ту поспешность, с которой был совершен Исход – тесто у древних евреев не успело закваситься, поэтому люди испекли пресные лепешки (Исход 12:33-39).
Кроме того, маца – это символ того, что евреи всегда готовы у исполнению Б-жественной воли: когда пришло время, они вышли без припасов в пустыню, потому что свято верили в направляющую их Б-жью длань.
Вино: во время пасхального седера каждый обязан выпить не менее четырех бокалов вина. Само по себе их количество и порядок – вино пьется на протяжении всего «седера», – символизирует тот факт, что Исход – это длительный и сложный процесс, а сам по себе физический выход из рабства – только начало, а отнюдь не конец Исхода.
Зероа: пропеченный кусок мяса с косточкой – память о пасхальном агнце.
Бейца: круто сваренное яйцо, символизирующее праздничную жертву. Поедая, его нужно окунать в соленую воду.
Марор: горькая зелень, напоминающая горькую жизнь израильтян в Египте. Обычно используют листья салата или цельные кусочки хрена.
Харосет: особого рода смесь из тертых яблок, молотых орехов, вина и корицы, в память о глине, материале для работ евреев-рабов на «великих стройках» Египта.
Карпас: сельдерей, петрушка, картофель (отварной), лук или другая съедобная зелень - символ весны, плодородия и вечно возрождающейся жизни.
Хазерет: растертый или мелко нарезанный хрен, используемый для приготовления в процессе трапезы «кореха» - этаких «бутерeродов» из мацы с марором.
( Купить кошерные пасхальные продукты можно в нашем интернет-магазине "Красная нить"