Еврейская община
Прежде всего, договоримся: еврейская община = кагал. Да и как иначе назвать то, что с иврита переводится как «собрание народа, народный сход, вече»? Только – «община», верно?
Вооружившись этой договоренностью, определим «общину» как самоуправляемую группу свободных людей-общинников, имеющих во главе свободно же выбранных ответственных людей – не только непосредственно управленцев, но и представителей перед местными, не-еврейскими (в диаспоре) властями в любой точке земного шара.
У этих же властей мы находим первые упоминания о кагале, политкорректно названном «зборы жидовске» (Польша, XIV в.), и имевшая официально признанный статус в государствах Восточной Европы, где в те времена имелись еврейские общины.
Таким образом, в каждом городе и, тем более, местечке должен был быть свой кагал, вне зависимости от того, как и на сколько ответвлений, сект, профессиональных братств и пр. делились эти самые евреи.
Разнясь, в основном, только местом обитания и незначительными деталями, связанными с подданством, еврейские обшины-кагалы имели, в принципе, одну и ту же структуру: во главе стоял административный совет, состоявший из некоторого числа лиц: от максимальных 40 до минимальных 8. Избирались они ежегодно среди выдвиженцев из народа – чаще всего, по жребию, но было применимо и простое голосование.
Выборные делились на разряды: на вершине пирамиды стояли четверо старшин (роши), под ними – «почётные особы» (тувы), вместе решавшие все общественные дела кагала, далее – «лидеры» (икоры или алуфы), наконец, судьи (дайены), и ниже всех – простонародье. Таким образом, вся организация имела чисто олигархический характер, так как выборы чаще всего просто «тасовали колоду» одних и тех же людей, получавших разные, но все, как один, высшие должности.
Чем же, собственно, занимался кагал и зачем он вообще был нужен? Ответ на второй вопрос – очевиден: над человеком должен властвовать человек, и евреи не были исключением. Объединяясь против общей беды, для общего дела и для изучения Торы они не могли не создать общину.
Вообще же, кагал занимался обычными для всех людей делами, а кроме того – платил подати местным феодалам, заведовал общественными учреждениями, наблюдал за еврейской же торговлей, за правильностью мер и весов, проезжающими, чистотой еврейских улиц и вообще за тем, что везде и всюду принято называть «благочинием».
Кроме того, в функции глав общины входило регулирование арендных отношений, религиозный суд, обучение детей, печать книг, не связанные с налогообложением контакты с не-еврейскими властями и пр.
Собственно, кагальная форма самоуправления общины продержалась с XVI по XIX вв. в Польше, и, после разделов Речи Посполитой, в Российской империи, где была благополучно отменена в 1844 году повсеместно (кроме Риги и прибалтийских земель, где кагалы просуществовали до 1893 года).