Происхождение синагоги
Всем, знакомым с еврейской историей, известно: центром религиозной жизни народа являлся Храм (сначала Первый, потом – Второй), «жилища Б-га на Земле», возведенные по Его прямому распоряжению.
Не менее известно, что Первый Храм был уничтожен вавилонянами в 586 г. до н.э., а Второй – римлянами в 70 г. н.э., Третьего – ожидаемого уже почти 2 тысячи лет, на который верующими евреями возлагается так много надежд и стремлений – пока нет, и когда будет только Б-гу известно…
Но молиться-то где-то надо, правильно? Вот и пришлось построить «заместителя» Храма – синагогу. Слово это – греческое, означающее то же, что и «Бейт-Кнессет» – «Дом Собраний [для молитв]».
Таким образом, синагога – это, прежде всего, специально устроенное помещение для еврейского богослужения и, в качестве такового, является центром религиозной жизни любой общины.
Справедливости ради нужно отметить, что самые первые синагоги появились сразу после разрушения Первого Храма и пленения (массовой насильственной депортации евреев в Вавилон). Изгнанники из Земли Израиля собирались сначала в домах друг у друга небольшими группами, чтобы вместе молиться и изучать Тору. Позднее были арендованы, а еще позже построены специальные здания, ставшие первыми синагогами.
Казалось бы, после того, как евреи построили Второй Храм, надобность в синагогах отпала. Ан нет, наши люди предвидели, что и это «Б-жий дом» не долго простоит, так что сносить и разбирать на запчасти ничего не стали – и, как показала история, правильно сделали: Храм пал (в тот же день, кстати, что и Первый), так что старые синагоги пришлись очень кстати, а во всех местах, куда ступила нога еврея, понастроили новых.
Шли века, гремели войны, наука и техника шли рука об руку, осваивался мир, лились слезы и кровь гонимых евреев – а синагоги, при всем внешнем отличии, – в основе почти не менялись, ибо внутренним устройством как могли копировали Храм.
Так, в каждой из них, всегда обращенных фасадом к Израилю (точнее, к Иерусалиму) был, есть и будет покрытый занавесом арон ха-кодеш – особый шкаф, в котором хранятся свитки Торы. Над ним (или рядом) располагается светильник, символизирующий храмовую Менору. В каждой синагоге есть возвышение, называемое бима (алтарь), с которого читается Тора, и раздельные помещения для мужчин и женщин (последним чаще всего отводят внутренние балконы и лоджии).
Время молитв в синагоге совпадает со временем ежедневных храмовых жертвоприношений, а сама она, после разрушения Б-жьего Дома, призвана возрождать во всех еврейских общинах дух Храма.
Более того, значение синагоги для общины – чрезвычайно важно и, фактически, безгранично: часто при синагогах имеются религиозные школы, в синагоге проводится обряд обрезания, совершеннолетия, выкуп первенца и др, а также там может заседать местный религиозный суд.
К наиболее знаменитым мировым синагогам относятся: «Хурва» в Еврейском квартале Старого города Иерусалима, Храм Бет-Эль (Флорида, США), крупнейшая в Европе синагога Будапешта, синагога «София» (Болгария), синагога Баал Шем Това в Меджибоже, Хоральные синагоги в Москве и Санкт-Петербурге.