Еврейские традиции и обряды
Маленький мальчик по лесу гулял…
Маленький мальчик по лесу гулял,
Мудрое-вечное там постигал.
Вырос, стал цадиком, «двор» свой завел –
Так в этот мир хасидизм пришел!
Звали этого мальчика Исраэль бен Элиэзер (позже – Бааль Шем Тов (БЕШТ)). Родился около 1700 года, умер – ровно 60 годами позже, уже не мальчиком, а прославленным мыслителем-мистиком, основателем и крупнейшим авторитетом хасидизма – религиозно-мистического еврейского течения, возникшего в первой четверти XVIII века в Западной Украине.
Еврейский календарь
Календарь на три причины
Еврейский календарь, что бы там не говорили антисемиты, не похож ни на какой другой календарь мира – и тому есть целых три веские причины: он – еврейский, он – древний, и он – лунно-солнечный.
Созданная нашими седыми предками календарная система – одна из наиболее сложных в мире, но мы попробуем вместе разобраться во всем этом. С Б-гом, в путь!
Второй Храм Евреи прощаются – и уходят
Мечта вернуться в Эрец-Исраэль и отстроить Храм, никогда не покидала евреев, насильно угнанных в Вавилонию, но показателен факт – наконец, получив разрешение, бóльшая часть народа предпочла остаться! Они не раз подвергались тяжелым испытаниям (один Пурим чего стоит), да и персы относились к евреям, мягко говоря, недружелюбно, но, в общем, народу жилось хорошо и спокойно.
Впрочем, это – потом, а пока что, начиная со второй четверти VI в.до н.э. Вавилон стал терпеть одно поражение за другим, не имея сил отбиваться от врагов и подавлять восстания, пока, в 538 г. до н. э., наконец, не был завоеван молодым, энергичным народом персов с таким же молодым и энергичным царем Киром.
Третий Храм
Скажи, о чем мечтаешь – скажу, кто ты
Около 2000 лет пребывания в галуте (состоянии вынужденного пребывания вне Эрец-Исраэль), возвращение, основание государства и непрекращающиеся войны с арабскими соседями не изжили из еврейского сознания мечты о Третьем Храме, который обязательно надо возвести на Храмовой горе посреди Иерусалима, где стояли первые два.
Мечта, древняя (в сущности, зародившаяся сразу же после того, как римляне разрушили Второй Храм) и прекрасная, была широко «пропиарена» мудрецами. По их словам, этот-то – Третий по счету – Храм будет стоять вечно, ибо станет истинным домом Б-га на земле, духовным центром не только для нашего народа, но и всего человечества.
«I want to believe»
Ставшая знаменитой (вплоть до интернет-мема (!)) фраза «I want to believe» («Я хочу верить»), красующаяся на плакате с летающей тарелкой в кабинете Фокса Малдера, как нельзя точно характеризует один из столпов иудаизма – веру в приход Мессии (Машиаха). На этом гвозде висит вся еврейская эсхатология, под чем нужно понимать взгляды и представления о конце света, спасении-искуплении и судьбе Вселенной, ведь сам Маймонид (РАМБАМ) включил эту веру в число 13 основных догматов иудаизма – и не он один: о (Мессии) Машиахе и его эпохе писали мудрецы и многие раввины разных эпох, пишут и сейчас. Особенно интересно пишут о том, чего ждать евреям – а, в перспективе, всем людям планеты, – от прихода Машиаха. Мудрецы обещают нам грандиозное шоу из восьми основных эстрадных номеров:
«Три брата с Арбата – и трое горбата»
Прежде, чем перейти к главному конфликту иудаизма и христианства: не признание евреями Иисуса Христа мессией, – стоит рассказать об общей концепции мессианства в обеих религиях (и примкнувшем к ним исламе), чтобы понять, откуда у кого ноги растут.
Разбирающемуся в сравнительном религиоведении человеку хорошо известно, что иудаизм, как и позднее отпочковавшееся от него христианство и ещё позднее зародившийся в аравийской пустыне ислам, содержат проверенную веками и личным опытом схему: сотворенный Г-сподом Б-гом мир полон грешниками, и человечеству дано совсем немного шансов на исправление.
Махацит а-шекель - Полшекеля и Пурим – что общего?
Не только наши люди, но и антисемиты отлично знают, что каждый еврейский праздник имеет свои, освященные Свыше вековечные традиции. Так, скажем, на Песах евреи едят мацу и веселятся, на Йом-Кипур – ничего не едят и молются, в Суккот – живут в шалашах, на Хануку зажигают свечи и т.д. и т.п. Все это – достаточно хорошо известно и не заслуживает больше ни единого слова, но есть один особый обычай, связанный с празднованием Пурима, а точнее – с постом Эстер, приходящимся обычно за день до этого, самого веселого еврейского праздника. Нет смысла здесь пересказывать историю Пурима и, тем более, объяснять причину, по которой царица Эстер решила немного поголодать: кто не в теме – пусть почитает «мэгилат (свиток) Эстер» или дождется праздника, в ходе которого клоуны популярно и весело объяснят что к чему.
Цдака - Б-жье слово и Б-жье дело
Ни для кого в этом мире не секрет, что слова «еврей» и «деньги» – почти синонимы. И тем более все знают, как «охотно» еврей расстается с деньгами! На эту тему сочинена масса анекдотов, варьирующихся от легкой самоиронии до тяжелой антисемитчины – и многие из нас хотя бы раз в жизни их слышали.
А знаете, что в них самое смешное? То, что это – почти чистая правда. Евреи умеют «делать» деньги, добывая их буквально из воздуха – с Б-жьей помощью, конечно. Умеем мы и раскошеливаться (правда-правда!), только делаем это неохотно.
А еще евреи знают, что сам Б-г заповедовал нам оказывать помощь нуждающимся, передавая им деньги, обращая «презренный металл» в добродетель благотворительности.
Еврейская помолвка
Кто создаёт еврейскую семью ?
Перефразируя классиков, зададим вопрос, вынесенный в заглавие этой статьи: господа присяжные заседатели, кто создаёт еврейские семьи ?
Сами евреи? Жених и невеста? Мамы и папы? Г-сподь Б-г?
Нет, господа присяжные заседатели! Их создает «шадханим» – и только он, без которого – жизнь не в жизнь, и семья не семья, вот какой он важный!
Кто же такой этот самый «шадхан», спросите вы, господа присяжные заседатели?
Ну, всё, еврей поздравляем! Пришла пора счастья и ликования, «цветы показались на земле; время пения настало, и голос горлицы слышен в стране нашей» – это твой дочке исполнилось 12 лет и она стала Бат мицва ! И это значит, что она может краситься маминой помадой, курить папины сигареты, возвращаться домой позже полуночи с дискотеки, и, наконец, осуществить мечту детства: сделать выбранную в соседнем салоне наколку в виде хамсы, любовно обвитой красной нитью, со словами «Шма Исраэль»? Конечно, нет! Это значит, что она вступила в возраст половой (как время летит!) и религиозной зрелости, способна сама отвечать за свои поступки перед Б-гом, выходить замуж, – и в этом не уступит ни одному полово-религиозно-зрелому еврейскому мальчишке!
Ведь это же – наша девочка, чтоб вы все так жили.