Иерусалимский второй Храм
Мечта вернуться в Эрец-Исраэль и отстроить Храм, никогда не покидала евреев, насильно угнанных в Вавилонию, но показателен факт – наконец, получив разрешение, бóльшая часть народа предпочла остаться! Они не раз подвергались тяжелым испытаниям (один Пурим чего стоит), да и персы относились к евреям, мягко говоря, недружелюбно, но, в общем, народу жилось хорошо и спокойно.
Впрочем, это – потом, а пока что, начиная со второй четверти VI в.до н.э. Вавилон стал терпеть одно поражение за другим, не имея сил отбиваться от врагов и подавлять восстания, пока, в 538 г. до н. э., наконец, не был завоеван молодым, энергичным народом персов с таким же молодым и энергичным царем Киром.
Разобравшись в обстановке, тот издал указ (текст которого сохранился в Священном Писании): «Так говорит Кир, царь персидский: все царства дал мне Г-сподь, Б-г небесный, и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. Кто есть из вас, из всего Его народа... пусть он идет в Иерусалим… и строит дом Б-га Израиля…» (Книга Эзры, 1:2-3).
Как было выше сказано, далеко не все евреи пошли за своими вождями на родину, но и тех, кто пошел было вполне достаточно для того, чтобы отстроить Храм, тем более что царев указ обещал оплатить все расходы на это святое дело, а также возвращал всю священную утварь, захваченную Навуходоносором!
Если всё оплачено из чужого кармана, то почему бы «на халяву» не отгрохать новый Храм? - решили евреи, и, как только вернулись, взялись за работу.
«Стройка века»: дубль два
На этот раз – за отсутствием Соломона, запасов в закромах папаши-Давида, но при всенародном энтузиазме, – было решено хананейцев, финикийцев и самаритян не звать, работы произвести исключительно своими силами, а архитекторами назначить священника Иехошуа и потомка Давида, Зрубавела.
Под их руководством, репатрианты расчистили от обломков и пепла Храмовую гору, возвели алтарь и, в ходе торжественной церемонии, принесли на нем первые жертвы. Видя, что Б-г благосклонно принял дары, еврейские каменщики-кочегары-плотники-монтажники-высотники воодушевились еще больше – и работа закипела. По-прежнему дефицитное дерево прибыло из Сидона и Тира, камней было как всегда много, да и руины пошли в ход – так что стройматериалов нашлось достаточно.
Разобиженные на то, что их не призвали в стройбаты, самаритяне наябедничали в Вавилон – мол, евреи строят не то, не так и не там. Начались мытарства, разрешение то давалось, то отменялось, так что «стройка века» заглохла, на 15 лет, толком не начавшись.
Но Б-г есть – и вскоре после возобновления работ, в 516 году до н.э. (через 70 лет после разрушения Первого) новый (Второй) Храм был освящен.
И что же у нас получилось?
Вернувшиеся из вавилонского пленения евреи стремились в точности воссоздать разрушенный Дом Б-га, однако не смогли этого сделать: «Храм 2.0» во всем уступал Первому. Да что говорить, если священный Ковчег Завета был безвозвратно утерян (что бы там не находил Индиана Джонс), а из остатков былого великолепия – одна лишь золотая менора и стол для хлебов приношения.
Стоит ли удивляться, что люди, видевшие в молодости Первый Храм во всем его великолепии, «громко плакали» (Книга Эзры 3:12) от жалости к самим себе и разочарования, но приходилось довольствоваться тем, что есть…
Однако, по мере роста численности и экономического положения, евреи расширяли и украшали Храм, пристроив два двора со складами, где хранили привезенные из Вавилона золото, серебро и храмовую утварь, а также ворота, площадь и жилища священников. Почитая Храм не только еврейской, но и межрегиональной святыней, многие местные царьки и шейхи посылали в Иудею богатые дары.
«История! Читай и плачь!»
Около 330 г. до н.э. персидская империя пала под ударами Александра Македонского, а Иудея попала под власть греков. Первые эллинистические цари относились к Храму с уважением, но отношение резко изменилось при Антиохе IV Эпифане, который в 167 г. до н. э., разграбил и осквернил еврейское святилище, превратив его в храм Зевса.
Проводимая политика насаждения язычества и культуры, неприемлемой верующими евреями, вызвало восстание под предводительством Иехуды Маккаби. Победив и изгнав греков, восставшие очистили и заново освятили Храм, учредив в честь этого праздник Ханука (164 г. до н. э.).
Члены же правившей после этого династии Хасмонеев (Хашмонаим), к сожалению, отличались редкой сварливостью и склочностью характера, тягой к грязным закулисным интригам и вероломству внутри собственной семьи. Воспользовавшись конфликтом братьев Аристобула и Гиркана, римляне беспрепятственно прошлись по Иудее и, при помощи предателей, захватили Иерусалим.
Командовавший армией Помпей строго запретил мародерствовать в святом для евреев месте, но объявил Иудею провинцией, подвластной Риму (63 г. до н.э.). Позже, с молчаливого согласия императора Августа, Ироду Великому удалось получить власть над Иудеей и некоторыми соседними областями.
Храм Ирода
Утвердившись на троне, проклинаемый своим народом царь Ирод решил в корне перестроить Второй Храм. Работы, на которые были согнаны евреи, велись с 20 года до н.э. по 64 год н.э., и были завершены уже при Агриппе II.
В итоге, площадь Храмовой горы увеличилась вдвое, для чего были возведены подпорные стены, одна из которых, Западная, сейчас известна как Стена Плача.
Само святилище почти полностью отстроилось из белого мрамора и было так богато украшено, что в Талмуде говорится: «Тот, кто не видел Храма Ирода, никогда в жизни не видел красивого здания».
Но все это великолепие разбилось вдребезги установленным над Храмом римским орлом – символом подчинения империи, охватывающей почти весь тогда известный мир.
Конец немного предсказуем
Римский император Клавдий подарил Агриппе II часть земель в Иудее и поручил ему надзор за Иерусалимским Храмом, но фактическая власть была в руках прокураторов, – как назло, завзятых юдофобов, бессмысленной жестокостью усиливавших недовольство евреев.
В конце концов, в 64 г. н.э. прокуратор Гессий Флор, который явился «как палач для казни», окончательно вывел народ из терпения – так началась Иудейская война, описание которой заслуживает отдельной статьи.
Осознав, что ситуация вышла из-под контроля, император Нерон послал в Иудею военачальника Веспасиана, и к 68 году римлянами была захвачена почти вся страна.
Вскоре Нерон умер и императором был провозглашен сам Веспасиан. Он отправился в Рим, а продолжать войну оставил своего сына Тита. Весной 70 года римляне осадили Иерусалим, и, через пять месяцев, город пал.
В огне пожарища сгорел Второй Храм, Иерусалим был разрушен, его жители – почти поголовно уничтожены. Это случилось в тот же день, когда пал и Первый Храм – 9 Ава, в память о чем был установлен строгий пост…