Цдака - пожертвование бедным
Что такое цдака ?
Ни для кого в этом мире не секрет, что слова «еврей» и «деньги» – почти синонимы. И тем более все знают, как «охотно» еврей расстается с деньгами! На эту тему сочинена масса анекдотов, варьирующихся от легкой самоиронии до тяжелой антисемитчины – и многие из нас хотя бы раз в жизни их слышали.
А знаете, что в них самое смешное? То, что это – почти чистая правда. Евреи умеют «делать» деньги, добывая их буквально из воздуха – с Б-жьей помощью, конечно. Умеем мы и раскошеливаться (правда-правда!), только делаем это неохотно.
А еще евреи знают, что сам Б-г заповедовал нам оказывать помощь нуждающимся, передавая им деньги, обращая «презренный металл» в добродетель благотворительности.
Более того, сам Б-г занимается благотворительностью, «дает [сироте, вдове и пришельцу] хлеб и одежду» (Дварим. 10:18). Пророк Йешаяу (Исайя) называет угодным Б-гу тот день, когда человек разделяет хлеб с голодным, приводит в дом бесприютного и дарит одежду нагому (58:6-7). Оказать милосердие бедному – все равно, что отдать взятое в займы у самого Б-га (Притчи, 19:17).
И, наконец, цдака относится к трем действиям, отменяющим суровый приговор Небес: на Рош Ха-Шана и Йом Кипур евреи всего мира произносят: «Раскаяние, молитва и цдака отменяют тяжкий приговор».
Есть и другие примеры, но для правильного вывода довольно и этого: еврей должен раскошеливаться, ибо таково Б-гоугодное дело, возведенное в ранг заповедей.
Третий кит, на котором стоит мир
В эпоху Талмуда появилось слово «цдака» (буквально «праведность» и «справедливость»), обозначающее благотворительность. Таким образом, евреям дали понять, что дающий цдаку (о размерах – ниже) праведен, а сам акт – справедлив.
С этим трудно поспорить в темную эпоху отсутствия регулируемых государством систем социальных пособий по прожиточному минимуму или инвалидности, благотворительных фондов, ипотечного кредита и прочих штучек, применяемых для того, чтобы люди не шли воровать, а тихо сидели по домам, получая ежемесячно-денежный, пусть скудный, но постоянный паёк.
Таким образом, убогий имеет право получать, а благодетель обязан давать, ибо «ты и то, что есть у тебя, принадлежит Б-гу» («Пиркей Авот», 3:8), а Б-г, как было выше сказано, -первый благотворитель. Те же сионские мудрецы заявляли, что «благотворительность [цдака] по своей важности равна всем остальным заветам вместе взятым», и, наряду с Торой и служением Б-гу, является одним из трех «китов», на которых стоит мир.
Кто и кому должен платить?
Итак, наслушавшись восхвалений элементарной человечности, проявление которой – отнюдь не подвиг, а естественное стремление любого настоящего человека, имеющего сердце, перейдем к делу.
Законоучители, рассматривая цдаку со всех мыслимых сторон, а так же сверху, снизу и под микроскопом, выработали целый свод законов, касающихся подачи гроша нищему собрату. За 4000 лет ими было установлено, кто и каким образом обязан заниматься благотворительностью, кто имеет право ею пользоваться, каковы размеры помощи и т.д.
Интересующихся дотошно-мелочными деталями, смело отсылаем к Маймонидовой «Мишне Тора», к Яакову бен Ашеру и Иосефу Каро. Остальным вкратце сообщаем, что цдака – обязанность каждого: даже тот, кто сам в ней нуждается, должен помогать более нищим соплеменникам. А вот жмотов, сквалыг и скопидомов ждет наказание, ибо, как оказалось, к оказанию благотворительности можно принудить судом!
В очереди на пользование цдакой женщины всегда стоят впереди мужчин, бедному родственнику нужно оказать помощь раньше, чем постороннему, нищие твоего города предпочтительнее иногородних, а нищие Земли Израиля имеют преимущество над всеми другими нищими, даже женщинами! Значит, нищая женщина из Израиля – всегда первая в любой очереди за похлебкой и денежными пособием. С чем ее и поздравляем!
Каким образом, сколько и как часто?
Великий Маймонид выделяет восемь ступеней цдаки: от низшей – давать нехотя (хотя это все равно выполнение заповеди), до самой высокой степени – дать нищему взаймы или найти ему работу, чтобы он более не нуждался в цдаке. Логично, не так ли?
Но сколько же конкретно нужно платить? Судите сами: отчисление 20-й доли состояния (или меньше) считается жмотством, 10-й части – «удовлетворительной» добродетелью, но верхний предел – 1/5 часть. Больше нельзя, иначе, как говорят мудрецы, сам без штанов останешься, и будешь нуждаться в цдаке. С другой стороны, умирающий еврей имеет право выделить на цдаку до 1/3 своего состояния.
При этом следует понять психологию бедняка и не позорить его: например, не стоит подавать публично, кидая монетку в лицо, как кость шелудивой дворняге. А как? Опять-таки, слово Маймониду: «в каждой общине обязаны назначать старосту благотворительности, человека уважаемого и честного, который должен собирать деньги у своих единоверцев в каждый канун субботы, складывать в кассу благотворительности и раздавать бедным...».
Как часто подавать милостыню – каждый, безусловно, решает сам, соизмеряя свою праведность с финансовым положением. Хорошо бы, конечно, часто, но – уж как получается.
Цдака и наши дни
Современность внесла более чем значительные изменения в социально-экономическую структуру еврейского народа, серьезно ее усилив: сейчас по-настоящему нищих евреев не встретишь даже в Израиле, в очереди к служащим «Битуах Леуми».
Раздачей же пособий и прочих выплат ведают госучреждения, специально созданные местные и международные филантропические организации, имеющие богатые фонды и добросовестных исполнителей.
Но цдака никуда не ушла из еврейской жизни: заповедь никто не отменял. Поэтому сейчас это выливается в приобретение специальной копилки, куда, независимо от богатства, евреи всегда могут бросать монетку-другую (лучше всего, каждое утро, кроме субботы и праздников).
А когда копилка заполнится – потратить ее содержимое на благотворительность: скажем, на поддержания ешивы, религиозной школы, синагоги, можно помочь неимущим совершить церемонию обрезания или бракосочетания. Словом, посоветуйтесь с местным раввином.
Внести домой Б-жье расположение , поставьте дома коробку для цдоки , пожертвования для бедных.