Бат-мицва
Сегодня праздник у девчат!
Ну, всё, еврей, поздравляем!
Пришла пора счастья и ликования, «цветы показались на земле; время пения настало, и голос горлицы слышен в стране нашей» – это твой дочке исполнилось 12 лет она бат мицва !
И это значит, что она может краситься маминой помадой, курить папины сигареты, возвращаться домой позже полуночи с дискотеки, и, наконец, осуществить мечту детства: сделать выбранную в соседнем салоне наколку в виде хамсы, любовно обвитой красной нитью, со словами «Шма Исраэль»?
Конечно, нет!
Это значит, что она вступила в возраст половой (как время летит!) и религиозной зрелости, способна сама отвечать за свои поступки перед Б-гом, выходить замуж, – и в этом не уступит ни одному полово-религиозно-зрелому еврейскому мальчишке!
Ведь это же – наша девочка, чтоб вы все так жили.
Доча-доча, что ж мы будем делать?
Всё вышеописанное и нижеизложенное называется броским словом «Бат-мицва» (буквально: «дочь заповеди»), – как совершенно ясно, парное ранее описанной «Бар-мицве».
Поэтому, не будем повторяться на тему чисто иудейского сакрально-общественного смысла праздника, уровня взрослости в голове и тестостерона в детских чреслах, и что, как ими обоими распоряжаться, а перейдем сразу к делу.
Итак, как только еврейской девочке исполняется 12 лет и один день (дабы не смешать праздник с простым Днем рождения), она начинает считаться большой девочкой, получая все права в плане исполнения заповедей и религиозных традиций, предписанных Торой и Талмудом нашим старшим сестрам, мамам, тетям и бабушкам, и, особенно – женам.
Вообще, во многих культурах существует церемония перехода от детства к отрочеству, зависящий от исторических традиций, культурных ценностей и пр., но только в еврейской среде характер действа определяется понятием «принятие ответственности».
А, собственно, ответственности за что? Ответ, как всегда, готов: за свои отношения с людьми (куда входят вечные и прекрасные понятия – доброта, помощь, честность) и со Всевышним (соблюдение заповедей, ритуальная чистота и изучение Торы), ответственность за мысли и намерения, за слова и поступки.
Другое дело, понимает ли это «виновница торжества» в свои-то 12 лет? Ну, это уж как получается, точнее – как папа с мамой воспитали…
Бат-мицва – везде и всюду!
Празднование Бат-мицвы, как было выше сказано, парной мальчуковой Бар-мицве, прочно вошло в еврейский национальный обиход только с XIX века, зато – сразу в очагах всемирной культуры: во Франции и Италии.
Казалось, дело современное, феминистическое, а – значит, модное, но прошло немало времени, прежде чем девчоночье совершеннолетие обрело признание, широко распространившись во всех странах, не минуя Израиль. А все потому, что пионерами в этой области выступили реформисты, решившие дать «наш ответ» христианской конфирмации.
Понятно, это не могло не вызвать резкого протеста, а наиболее резко возражал погибший в черную годину Холокоста раввин Аарон Валкин (1864-1940 гг.) из общины Пинска-Карлина.
В подтверждение своих слов, он приводил три беспроигрышных аргумента:
1) кто приглашает «мужчин и женщин, старых и молодых», чтобы отпраздновать 12-летие дочери, тем самым подражает гоям, чем нарушает прямой запрет Торы: «По их установлениям не ходите» (Ваикра, 18:3);
2) атмосфера подобного торжества может подтолкнуть приглашенных к греху, ибо проводится не по установлениям раввинов и, главное, не по установлению лично его, раввина Аарона Валкина!
3) евреям запрещено нарушать обычаи предков, которые ни о какой-такой Бат-мицве слыхом не слыхивали.
Но напрасно строгий раввин метал громы и молнии с амвона: со временем ортодоксы переняли этот обычай: сначала – отдельные семьи-«бунтари», потом – многие, и, в итоге, Бат-мицва стала почти повсеместной.
А если что – всегда есть на кого сослаться: другие раввины отнеслись к девчачьему празднованию благосклонно: например, рав Мешулам Рат (1865-1963гг.), один из лидеров религиозных сионистов Восточной Европы, не только разрешал Бат-мицву, но и настойчиво рекомендовал коллегам-раввинам выступать во время церемонии с речью о важности соблюдения заповедей.
А его коллега, иерусалимский раввин-ортодокс, рабби Ханох Гросберг считал, что праздновать Бат-мицву не только можно, но и правильно: в наши дни, когда семейные торжества нередко устраивают по незначительным поводам, неверно не отпраздновать столь религиозно значимое событие!
Как отпраздновать Бат-мицву и никого не обидеть?
Формы празднования Бат-мицвы разнообразны до изобилия: в некоторых общинах равноправные с парнями девочки читают Хафтару и особые молитвы в ходе синагогальной службы, в других – праздник ограничен домашним застольем и угощениями в школе, в третьих – его все еще игнорируют: не мальчишка – нечего и праздновать.
Формально правы-то именно последние: поскольку женщины, в силу естественной природы, не участвуют в общественных молитвах на равных с мужчинами, официальной церемонии по поводу вступления в совершеннолетний возраст им не положено. Перед святой субботой девочка удостаивается зажечь субботние свечи.
Но как отказать дочке в празднике? Чего доброго еще, закатит истерику, побьет тарелки, возненавидит весь мужской род, а главное – свой возраст и пол. И если с годами ничего не поделаешь, то половую принадлежность можно, не дай Б-г, изменить! Не так ли получаются разные кончиты вурсты, мужеподобные лесбиянки, жутко размалёванные готы и прочие чуды-юды, не к ночи будь помянуты…
Вот чтобы дитя не вешалось - не плакало, давайте постараемся каким-то образом отметить это событие, конечно, не нарушая законов Торы.
Например, переймем прогрессивный опыт большинства израильских синагог, где отца девочки и совершеннолетних братьев (если, конечно, все они есть) вызывают к чтению Торы, после чего раввин произносит нравоучительную проповедь-«драшу», связанную с этим событием, а «виновницу торжества» забрасывают конфетами и орешками.
После этого празднование переносится в круг семьи, и оно проходит почти точно так же, как ранее описанная Бар-мицва.
В итоге – всем хорошо: девочка счастлива, родители довольны, раввин не оскоромился, а мы закончили очередную статью цикла.
И это – хорошо, товарищи!