Часть 2. Машиах vs. Иисус Христос
Мессия (Машиах)
Часть 2. Машиах vs. Иисус Христос
«Три брата с Арбата – и трое горбата»
Прежде, чем перейти к главному конфликту иудаизма и христианства: не признание евреями Иисуса Христа мессией, – стоит рассказать об общей концепции мессианства в обеих религиях (и примкнувшем к ним исламе), чтобы понять, откуда у кого ноги растут.
Разбирающемуся в сравнительном религиоведении человеку хорошо известно, что иудаизм, как и позднее отпочковавшееся от него христианство и ещё позднее зародившийся в аравийской пустыне ислам, содержат проверенную веками и личным опытом схему: сотворенный Г-сподом Б-гом мир полон грешниками, и человечеству дано совсем немного шансов на исправление.
Но отчаиваться не стоит: на землю придёт пророк, который предвестит о скором появлении посланника Б-га – долгожданном мессии, который будет призывать людей к исправлению грешных путей своих, пока не наступил не менее долгожданный конец света.
Осталось только расставить точки над «ё»: в иудаизме пророк – Моисей (Моше-рабейну), а мессия ещё не пришёл. В христианстве пророк – Иоанн-Креститель, а мессия – Иисус Христос, который пришел, улетел, но обещал вернуться. В исламе пророк – Мухаммед (Моисей и Иисус – его альфа и бета-версии, соответственно), а мессии нет, не было и не будет.
Как видим, нагло передрав у евреев главную идею, и немного проапгрейдив, христиане и мусульмане ею активно пользуются, не платя авторских отчислений. При этом, каждый последующий апгрейд считается его сторонниками единственно правильным, а не случайно узревшие света истины признаются в лучшем случае заблудшими овцами, в худшем – отправляются на костер или забиваются камнями, по вкусу…
Машиах и Иисус Христос – найди десять отличий
Все тот же разбирающийся в сравнительном религиоведении человек отлично знает, что у христиан – не суть важно, католиков, православных, лютеран, и бессчетных сектантов, – главное действующее лицо их мессия, под которым понимается Иисус Христос.
Как известно, за призывы к покаянию ввиду скорого конца света и резкое осуждение правящей религиозной верхушки, этот действовавший в еврейской среде проповедник был предан суду, осужден Синедрионом и римскими оккупационными властями, после чего казнен на кресте около 30 г. н. э. С последующей деятельностью его учеников принято связывать начало распространения новой религии.
По словам его сторонников, звучащих вроде весьма убедительно (точнее, настолько убедительно, что есть целая «религия» иудо-христиан), Иисус Христос – и есть столь долго и безнадежно ожидаемый евреями мессия. Вроде, все сходится – происхождение (пусть со стороны отчима, но царское), высоченная духовность, начитанность, мудрость, своя ешива из 12-ти учеников, чудеса, совершенные при явной помощи Свыше…
Так в чем же дело? Почему бы всем нам дружно не принять его? А потому, что раввины нашли массу расхождений, нестыковок, прямого противоречия с тем, что нужно, и откровенного пиара, оказавшегося ложным или сильно-пресильно притянутым за уши.
Судите сами: первое и главное расхождение между евреями и христианами – в «факте» самого прихода мессии: христиане считали, что он уже пришёл, а евреи до сих пор ждут. Собственно, именно с этого и начался раскол между религиями.
Евреи не признают христианского мессию еще и потому, что его дело закончилась провалом: Тора учит, что мессия принесёт Израилю политическое освобождение – в то время, от гнета римлян, – но Иисус Христос не выполнил эту задачу. Наоборот, его самого поймали как простого бунтовщика, били плетьми, публично унизили и казнили самой позорной и мучительной смертью.
Как прикажете примирить эту бесславную карьеру с образом Машиаха в откровениях израильских пророков? Есть еще немало моментов, которые не укладываются в не слишком широкие рамки статьи, но и сказанного довольно.
Евреи имеют традицию, детально, просто и логично разработанную древними пророками и не дюжими умами, согласно которым Машиах призван совершить радикальные изменения на земле, о чем мы писали в первой части статьи. «Духовное царство» христиан ни в коей мере не соответствует этому. Обещание «второго пришествия» так же не удовлетворило евреев, поскольку у них нет и намека на это: наш Машиах придет раз – и навсегда, установив мир, процветание, Третий Храм и т.д. по списку из 1-й части статьи.
Как очевидно, у евреев нет и не было никаких оснований верить в то Иисус Христос – Машиах. Более подробно об этом – в приведенных ниже высказываниях раввинов.
Слово нашим ветеранам: что говорят сиониские мудрецы
«Иисус не является мессией так как еврейская диаспора по-прежнему существует, народы воюют друг с другом, нет мира во всем мире, и люди продолжают грешить».
Диспут Нахманида (1263 г.)
«Иисус не мог быть Мессией. Пророки предсказывали, что с приходом Мессии наступит Эра всеобщего мира и любви, к которой мы никак не можем приравнять нашу современность».
Klausner Joseph, 1943 г.
«Для Иудаизма Иисус не мессия, потому что после жертвы Иисуса на Голгофе мир не изменился. Были войны до и после Иисуса, классовая и расовая ненависть им не были устранены, так что наш мир все еще ждет искупления и спасения».
Прейгер Дэнис. Восемь вопросов об иудаизме. 1992
«В Торе написано, что будет, когда Мессия придёт: будет мир в мире! Никаких войн не будет! Будет у всех всё, что нужно. Больше не будет зависти, ненависти. Все плохие качества исчезнут. Пока это не произошло, Мессия, значит, не пришёл. Мессия должен усовершенствовать мир, принести Добро и с Б-жьей помощью оставить это навсегда».
Галицкий Исраэль, 2008 г.
.