Иерусалимский третий Храм
Около 2000 лет пребывания в галуте (состоянии вынужденного пребывания вне Эрец-Исраэль), возвращение, основание государства и непрекращающиеся войны с арабскими соседями не изжили из еврейского сознания мечты о Третьем Храме, который обязательно надо возвести на Храмовой горе посреди Иерусалима, где стояли первые два.
Мечта, древняя (в сущности, зародившаяся сразу же после того, как римляне разрушили Второй Храм) и прекрасная, была широко «пропиарена» мудрецами. По их словам, этот-то – Третий по счету – Храм будет стоять вечно, ибо станет истинным домом Б-га на земле, духовным центром не только для нашего народа, но и всего человечества.
«Ну, а скоро ль день хваленный?»
Несмотря на дискуссии об архитектуре, наличии бытовых удобств и электропроводки в Третьем Храме, а так же о том, что должно и чего не должно быть в святилище, наиболее авторитетные раввины сходятся на мысли: как бы там ни было, но Третий Храм напрямую связан с приходом Машиаха (Мессии).
О Машиахе у нас было целых две статьи с подробным описанием того, что он намерен сделать с еврейским народом и всей Землей. Напомним, что одним из пунктов галла-концерта станет возникновение Третьего Храма со всем прилагаемым к нему инвентарем: первосвященником, просто священниками, жертвенными животными и съемочными группами крупнейших мировых СМИ, круглосуточно транслирующими священнодействия в прямом эфире.
Только после этого начнется всеобщий мир, избавление от всего, что только можно, любовь, процветание, блэк-джек и шлюхи, танцы, шмансы и романсы – словом, планету охватит (и уже никогда не выпустит из цепких рук) еврейско-религиозный коммунизм.
Точный же день наступления этой близящейся эры светлых годов – великая тайна. Известно только, что всё это произойдет «в свое время», как было определено Б-гом с самого начала. Поэтому, приход Машиаха и возникновение Третьего Храма надо ждать круглосуточно, в любое время дня и ночи!
И что же мы получим?
Да-да, именно получим, потому что на этот раз, согласно общему знаменателю мнений самых авторитетных раввинов (о чем ниже), Б-г не позволит нам ничего строить.
«Было ваше сволочное времечко, книжники слюнявые, были ваши цари – Шломо и Ирод, тоже мне строители…», - переиначивая классика, мог бы сказать Он, не допуская евреев до практической деятельности, ибо в этом отношении народу и впрямь хвалиться нечем. Два самодельных Храма пали (в разное время и по разным причинам, но не суть), так что повторять прошлые ошибки – не резон.
Тем не менее, Храм остается Храмом – «спецификация», спущенная Свыше, все равно одна и та же. Поэтому Третий Дом Б-га будет устроен точно по образцу Первого, а точнее – по пророческому видению Йехезкеля (40-48).
«Храм Йехезкеля»
Проведенный дежурным ангелом, как Данте по аду, Йехезкель посещает отдаленное будущее, где проходит сквозь территорию Храма: из внешнего двора во внутренний, а из приора – в Святая святых. По причине туманности и неопределенности пророчества, сиониские мудрецы относят его видения к тем, которые будут исполнены лишь во времена грядущего прихода Машиаха. Что ж, поживем – увидим…
Как бы то ни было, Храм, по которому прогулялся Йехезкель, похож на своих предшественников только общим видом – в нём присутствуют двор, притвор, святилище и Святая святых, но на этом сходство заканчивается.
Несмотря на то, что исследователи сталкиваются с немалыми трудностями (многие фразы вообще не поддаются пониманию, описания, как было выше сказано, туманны, а значение технических терминов – непонятно), кое-что все-таки удалось установить.
Начнем с того, что «Храм Йехезкеля» поражает размерами: внешний двор разросся на дополнительные 100 локтей с севера и с юга, и стал квадратным. В частности, это означает, что если Б-г таки-да примет пророчество за проект, Ему придется внести большие топологические изменения, расширив площадь нынешней Храмовой горы.
Стоять же он будет на том месте, где сегодня находится комплекс Харам аль-Шариф, точнее – мечеть Аль-Акса, построенная в 637 году н.э., а священный камень Эвен ха-Штия («Камень Основания»), с которого Б-г начал Сотворение миpa, вновь послужит «столом» для возникшего из небытия Ковчега Завета. Кстати, вместе с ним из ничего возникнет и храмовая менора, столы для хлебных приношений, алтарь, «медное море» и прочая утварь.
Два еврея – три мнения
«Хорошо», - скажет иной читатель, - «пусть Третий Храм возникнет из небытия, как 5776 лет назад возник наш мир. Но как конкретно это произойдет?».
Ответ, как всегда, готов – и их, ответов, как всегда, два: согласно великому РАШИ, Храм чудесным образом появится полностью построенным, так что евреям останется только войти в ворота, и начать молиться, неся в мир танцы, шмансы и романсы.
Не менее великий Маймонид (РАМБАМ) пишет, что Храм построит Машиах, после того как воссядет на престол, как это было во времена Давида и Соломона (Шломо).
Остальные сиониские мудрецы рангом поменьше и умом пожиже сочетают оба этих подхода: так, Саадия-Гаон говорит, что вначале народ построит Третий Храм, а потом на него опустится Шехина (Б-жественное присутствие), неся с собой Машиаха. По мнению МАХАРАШа, Третий Храм соединит в себе все синагоги мира, которые чудесным образом перенесутся на Храмовую гору и составят до ужаса эклектичное святилище.
В итоге, современные раввины сочли правильным считать, что никакая гипотеза не может отразить то, что произойдет на самом деле. Вместе с тем, они убеждены: только сам еврейский народ сможет и должен возвести Третий Храм.
На сегодняшний день этим вопросом занимаются несколько историко-общественных организаций: движение «Ревнители Храмовой горы» и «Движение за возведение Храма», а также научно-исследовательский Институт Храма («Махон ха-Микдаш»).
Располагаясь в Старом городе Иерусалима, активисты воссоздают предметы, необходимые для храмового служения, а также одежды священников. Так, за 20 лет ими воссозданы золотая арфа царя Давида, золотой семисвечник, жертвенник для воскурения благовоний, медный умывальник и пр., демонстрирующиеся в музее Института.
Кому интересно – не поленитесь, пойдите и посмотрите.