Еврейская диаспора
Сам по себе термин «диаспора» (греч. «рассеяние») – суть постоянное пребывание значительной части еврейского народа вне Эрец-Исраэль (Земли Израиля), – был введен в эллинистическую эпоху и употреблялся лишь говорившими по-гречески евреями для обозначения добровольного проживания на чужбине.
Как совершенно ясно, при этом делалась четкая разница между этим и вынужденным изгнанием, обозначаемым словом «галут». Позже именно оно, обозначая потерю родины, как главнейшего центра еврейского народа, превратилось в специфическое понятие, характерное исключительно для еврейской истории, ибо диаспора существует также у других народов – ни для кого не секрет, что есть греческая, армянская, китайская диспоры и пр.
Единственный пример диаспоры (кстати, одной из самых старых и хорошо изученных диаспор мира) в период Первого Храма, о котором до нас дошли достоверные сведения, – это еврейское поселение в Египте, упоминающееся в книге пророка Иермияху (Иеремии), появление которых ученые относят к концу VIII века до н. э.[. Позже к ней прибавилась вавилонская диаспора (VI века до н.э.), хотя изначально она была галутом.
В период Второго Храма диаспору составляли многочисленные поселения евреев в греческих, а позже – римских владениях, став, без малейшего преувеличения, массовым явлением: скажем, в Александрии, Антиохии, Дамаске, Пантикапее, Риме и т.д. Интересно отметить, что в ту эпоху диаспора рассматривалось как положительное явлении, распространяющее и укрепляющее влияние иудаизма в мире.
В средние века пребывание евреев среди христианских и мусульманских народов, сопровождавшееся жестокими преследованиями, привело к тому, что диаспора окончательно превратилась в галут, одновременно усилив мессианские чаяния и веру в возвращение на родину.
Уникальность еврейской диаспоры состоит в том, что в течение столетий абсолютное большинство нашего народа оказалось оторвано от исторической родины (Израиля), подвергавшегося в то время интенсивной арабизации и исламизации. Таким образом, в отличие от тех же греков и армян, все евреи оказались в галуте, фактически утратив не только контроль над своей родиной (которого давным-давно не существовало), но и связь с ней почти на два тысячелетия.
Создание Государства Израиль оказало и продолжает оказывать огромное влияние на диаспору (хочется особо подчеркнуть – уже не галут, ибо у нас есть свое государство, готовое принять любого еврея!).
Напомним, что воссоздание этнического ядра народа в Эрец-Исраэль началось лишь в середине ХХ века, одновременно положив начало процессу, получившего название алия (репатриация).
Массовые переезды евреев в Израиль в целом негативно сказалась на диаспоре, значительно состарив ее, а в некоторых странах, с ранее значительным еврейским присутствием (Литва, Польша, Румыния) уменьшилась до незначительного минимума.
Таким образом, современную диаспору образуют рассеянные по всему миру еврейские общины: от самых маленьких (10 человек, а то и меньше (!)) – до американской общины, численно превосходящей всё еврейское население Израиля.