Первый Иерусалимский храм ( храм царя Соломона )
Соломоново решение
Было это очень давно – три тысячи лет назад. Столь долгий срок уже сам по себе – легенда, и сейчас сами вопросы о тех давних годах умерли от старости, оставив засыпанные песком «столицы мира», и ушедшие на дно океанов атлантиды…
Но у нас – евреев – есть верный и самый надежный проводник по бушующим морям истории – Священное Писание. В нем, помимо прочего, рассказано о великом еврейском царстве, о Первом Храме, построенном в золотой век, и о том, как он был уничтожен.
Все началось около 960 г. до н.э. (ок. 2928 году с сотворения мира), когда взошедший на престол еврейского царства молодой, красивый, и, несмотря на это, мудрый Соломон (Шломо), сын царя Давида, решил как можно лучше отблагодарить Г-спода Б-га за всё, что Он сделал для евреев.
Недолго думая – мудрость сама подсказала единственно правильное решение, – Соломон построил прекрасный Дом Б-га за Земле – Храм (как выяснилось – Первый).
Что нам стоит Храм построить?
Возведение Храма, кроме желания исполнить Б-жью волю, олицетворяло единство, мощь и богатство еврейского царства. Момент для этого был выбран самый подходящий: Храм был воздвигнут в период, имеющий полное право называться «золотым веком» – временем высшего национального расцвета, пришедшегося на царствование Соломона.
Для этого были нужны три составляющие: удобное место, высококачественные стройматериалы и дешевая рабсила, а на все это четвертая составляющая – деньги. Евреи умеют очень хорошо считать, поэтому, сведя баланс, Соломон понял, что всё на мази.
Судите сами: с удобным местом проблем не возникло: строить решили, разумеется, в Иерусалиме. В свое время завоеванный царем Давидом у народа иевусеев, город стал пристанищем Ковчега Завета вместе со Скинией, а главное – там находилась гора Мория, на вершине которой праотец Авраам едва не принес в жертву Ицхака.
Давид же провёл и приготовления, оставив сыну трофейные и дарённые огромные запасы золота и серебра, железа и меди. Дефицитное дерево удалось выгодно выменять у финикийцев, а камней, слава Б-гу, в древнем Израиле было много.
Вопрос с рабсилой решился сам собой: из случайно недобитых аборигенов Ханаана получились работящие рабы, а из евреев – инженеры, бухгалтеры и архитекторы. Прыти добавил наказ царя Давида помогать своему преемнику. Всего же работало 30 тысяч евреев, 150 тысяч ханаанеев и финикийцев, не считая надсмотрщиков, поваров, дворников и пр.
Наконец, генеральный проект типичного Дома Б-га подробно, четко и ясно изложен в Священном Писании: «Всё это (сказано) в писании от Господа, который вразумил меня обо всех работах предначертанных» (Диврей ха-ямим, 8,28:19).
Итак, Соломон засучил рукава всему народу – и стройка во Б-жью славу началась!
«Мы строили, строили и, наконец, построили!»
Как было выше сказано, строительство Храма началось около 960 г. до н.э., через 480 лет после Исхода из Египта, – и длилось 7 лет.
Празднование освящения Храма было произведено, однако, только на следующий год, перед Суккотом, и прошло в атмосфере величайшей торжественности, с участием старейшин Израиля, глав колен и родов, получивших повестки «явка обязательна».
Ковчег Завета был установлен в Святая Святых, и сам царь Соломон прилюдно вознёс молитву: «Я построил храм в жилище Тебе, место, чтобы пребывать Тебе во веки» (III Сефер млахим. 8:13), «поистине, Б-гу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее – вот Храм, который я построил [Тебе]» (там же, 8:27).
Празднование освящения Храма, мирно, но быстро переросшее во всенародную фиесту и гульбу напропалую с блэк-джеком и шлюхами бесшабашным весельем, длилось 14 дней, что говорит о том, как строительство было важно для народа, и о том, как этот самый народ намудохался вусмерть на «стройке века».
Что же до Храма, то он являлся частью комплекса царского дворца, причем, тот располагался бок о бок со святилищем, сообщаясь с ним крытой галереей, а недалеко от них Соломон выстроил летний дворец и женариум (отдельный мини-дворец для гарема, насчитывающего, как известно, 700 жен и 300 наложниц).
Весь храмово-дворцовый комплекс строился 16 лет – благо добрый папочка Давид оставил достаточно стройматериалов, денег и народа.
Храм: очень краткий путеводитель
Единственные источники, по которым можно судить о том, что получилось у древних евреев – те же III Сефер малахим и Диврей ха-ямим, а также краткое описание у пророка Йхезкэля (Иезекииля), без сомнения, основанные на реальных фактах.
К сожалению, нет ни одного достоверного нееврейского источника, как нет и прямых археологических свидетельств существования Храма Соломона, ибо непосредственно на Храмовой горе археологические раскопки никогда не проводились.
Тем не менее, мы знаем, что территория Храма делилась на две неравные части: двор и, собственно, святилище. Сам двор тоже был разделён надвое – внешнюю (предназначенную для народных собраний и массовых молитв по субботам и праздникам) и внутреннюю, где, перед входом в Храм, стоял большой медный жертвенник, а также огромная бронзовая чаша, служившая для омовения священников.
Само же здание Храма было каменным и располагалось в центре внутреннего двора, имея размеры примерно 30×10×15 м. Крыша Храма была плоская, сложенная из кедровых брёвен и досок, которыми также были оббиты внутренние крытые золотом стены, а убранство составлял выпуклый цветочный орнамент в квадратных клетках.
В плане Храм состоял из трех смежных помещений – Притора (своего рода вестибюля), Зала (где велось б-гослужение и располагались менора, столы для приношений и жертвенник) и Святая Святых (где Ковчег Завета лежал на Камне Основания, находящимся точно в центре Земли и являющимся подножием Всевышнего).
И куда всё это подевалось?
Великолепный Храм, Дом Б-га на Земле, как показали дальнейшие события, не смог предотвратить процесса политического ослабления и военных поражений Иудеи, во главе которой стояли грешные и ничтожные цари.
Храм неоднократно грабили (как минимум три раза), оскверняли, и, наконец, в 586 году до н. э. вавилонский царь Навуходоносор вторично захватил Иерусалим, и полностью разрушил Храм Соломона. Большинство жителей города погибли, оставшиеся – угнаны в рабство в Вавилонию, Ковчег Завета – символизировавший Б-жье присутствие среди евреев – утерян, как кажется, навсегда.
Разрушение Храма стало концом целой исторической эпохи в жизни народа, и с тех пор восстановление Храма становится центральной темой пророчеств, а в память о величайшей трагедии было установлено четыре поста, включая пост 9 дня месяца Ав.