Хесед - милосердие
«Уж сколько раз твердили миру… но только все не впрок», - слова «дедушки Крылова» остаются актуальными, к какому греху их не примени. В нашем случае – к эгоизму, ибо от него, как от противного, мы пролагаем дорогу к хеседу – бескорыстной помощи ближнему своему без намерения получить ответное благодеяние.
В чем-то верно, но не вполне корректно понимать под хеседом просто «благотворительность»: этот термин, если рассматривать его сквозь призму иудаизма, намного глубже и многограннее.
Начнем с того, что никогда не бывает вредно вспоминать прошлое, анализировать настоящее, думать о будущем. Все это сводится к основному вопросу: что можно улучшить в себе, и в своих отношениях к миру?
Ответ – в еврейском наследии: мы не можем и не должны успокаиваться фактом того, что родились евреями. Необходимо приложить все силы и способности, чтобы подтвердить это, идя по пути, проложенному предками, ведомыми самим Б-гом.
И тут-то самое время вспомнить, что наш народ называют творящим добро, милость и милосердие, т. е. то, что и обозначает слово «хесед» (досл. ивр. «милость»). Как мы этого добиваемся? Очень просто: когда уменьшаем (если угодно, обуздываем) собственный эгоизм, в душе появляется место для ближнего. Так евреи начинают свой путь к хеседу.
Что конкретно надо делать?
Нельзя не учитывать, что хесед – не национальная черта, не хобби и не профессия, но еврейская особенность: бескорыстно помогая ближнему, мы «роднимся» с ним, приближаем к себе, достигая национальной сплоченности.
И, самые прямые пути для этого – те, что являются основой еврейской традиции: цдака, добрые дела и посещение больных. Их значение столь велико, что Иерусалимский Талмуд прямо говорит: цдака и добрые дела весят столько же, сколько все заповеди Торы вместе взятые (!). А во время б-гослужения в Йом-Кипур «раскаяние, молитва и цдака отменяют тяжкий приговор [посылаемый с Небес]».
О цдаке у нас была отдельная статья: отметим только, что у нее и у добрых дел есть немало общего, но есть и различия. Так, цдака помогает живым, добрые дела – и живым и мертвым. Цдака – дело имущественное, добрые дела – имущественно-человеческое. Таким образом, добрые дела выше цдаки.
Что же до посещения больных, то заповедь об этом, бесспорно, относится к категории добрых дел: человек приносит больному утешение и придает силы, а физическое дело приобретает духовную основу.
Хесед и «Заплати вперёд»: найди десять различий
Выше было сказано, что хесед – это помощь ближнему, без намерения получить ответное благодеяние, и в этом он схож со схемой американского мальчика Тревора Маккинни из фильма «Заплати вперёд» («Pay It Forward»).
Выполняя задание учителя: придумать способ изменить мир и постараться воплотить идею в жизнь, Маккинни предложил схему «передачи добра». По его мысли, нужно помочь трём незнакомым людям, поставив условие – каждый из них, в свою очередь, должен помочь еще троим людям, ставя перед ними такое же условие, и т. д. Теоретически число добрых дел должно расти в геометрической прогрессии, и охватить всех людей Земли.
Казалось бы – прекрасная идея, а то, что в фильме она, фактически, терпит крах, не играет никакой роли, но – есть ли в этом сходство с хеседом?
Многие люди и организации помогают ближним, но эта помощь всегда предполагает ответную реакцию. К примеру, когда банк выдает кредит, директор думает о программах развития и о кредитной политике, а не о благе человека. В случае с Маккинни, мальчик ставит условия тем, кого облагодетельствовал, т. е. действует для людей, но не бескорыстно. Таким образом, его действия – не хесед,
Верный способ определить, является ли то или иное действие хеседом – это задаться вопросом: «Почему это сделано?», и если ответ – бескорыстная забота о ближнем, то тогда это – настоящий хесед.
А что говорит Каббала?
Еврейские мудрецы, посвятившие жизнь поискам Б-жественной истины, знают, что «хесед» – это одна из трех средних сфирот, образующих духовную сферу Вселенского Древа. В человеке она проявляется в виде любви к Всевышнему, в доброте к людям, а ее земное воплощение – праотец Авраам, творивший добро и, тем самым, улучшавший сфиру.
Более того, хесед соответствует тому уровню сознания, на котором впервые проявился творящий Свет, откуда возникли макрокосм и планы создания мира. В этом смысле хесед – то самое крошечное семечко, содержащее в скрытом виде взрослое дерево.
Как говорят каббалисты, Б-г творил мир милосердием, поэтому хесед – это, прежде всего, сфира творения, и этим объясняется весь ее смысл в системе мироздания.
Кто за всем этим стоит?
Универсальность хеседа, его вездесущность и тараканья живучесть не может не поразить: благотворительные учреждения, организации и фонды буквально пронизывают еврейский мир, не оставляя без внимания ни одной, даже самой маленькой, общины.
Уже в Средневековье было создано несколько организаций, которые занимались помощью ближним. Евреи, чье проживание в стране (да и сама жизнь) зависели от каприза феодала, часто бывали вынуждены покидать родные места, оказавшись на чужбине без средств к существованию. Вот тут-то на помощь приходил хесед: изгнанников принимала местная община, помогая, чем только возможно.
Времена изменились, евреи выжили, а с ними – и обязанность оказания помощи ближним своим. Так, первый хесед (организации получили называние по действу) на территории СНГ был создан в Санкт-Петербурге, второй – в Минске, третий – в Киеве, где в 1996 году появился «Хесед-Авот». Сегодня – это один из крупнейших благотворительных фондов в странах бывшего СССР, имеющий 16 программ и более 12 тысяч подопечных.
«Еврейский хесед «Бнэй Азриэль» – международный благотворительный фонд, осуществляющий поддержку пожилых евреев и людей с ограниченными физическими возможностями, жертв нацизма и членов их семей по всему миру.
Можно отметить и межрегиональную организацию инвалидов и пенсионеров «Центр «Забота – хесед Авраам», одну из крупнейших в Европе, работающую для поддержки, реабилитации и защиты пожилых людей, прежде всего, малообеспеченных, одиноких и нуждающихся в уходе.
Общественная благотворительная еврейская организация «Хесед-Рахамим», была основана в 1989 году при поддержке Американского Еврейского Комитета «Джойнт», и в настоящее время под опекой которой находится около 6000 человек.