Библейские истории и рассказы
Недельная глава «Ки тавó» («Когда придешь...») Дварим/Второзаконие 26:1-29:8В этой главе Моше дает заповеди о принесении в Храм «бикури́м» — первых плодов с урожаев, собранных после полного завоевания Святой Земли и ее раздела между коленами Израиля и отделении десятин для священников, сирот, вдов и пришельцев (прозелитов). Он подробно объясняет возведение жертвенника (сразу после пересечения реки Иордан) и распределяет «роли» в церемонии благословений и проклятий на горах Гризим и Эйваль. Еще раз подробно перечисляются благословения, ожидающие народ за верность завету со Всевышним и исполнение Его заповедей, и неминуемые страшные проклятия — в противном случае. Заканчивается глава кратким курсом новейшей еврейской истории (выход из Египта, странствия в пустыне и чудесные победы над Огом и Башаном) и призывом хранить и исполнять заключенный с Богом завет ради благополучия во всех сферах жизни.
Недельная глава «Ницави́м» («Вы стоите...»)Дварим/Второзаконие 29:9-30:20
Содержание этой главы — события последнего дня жизни Моше и заключительная часть его прощальной речи. Готовя народ к обновлению союза со Всевышним, он говорит о единстве народа Израиля; предсказывает горечь нашего изгнания и рассеяния за несоблюдение завета, а так же сладость избавления – непременное возвращение народа к заповедям и в Святую Землю. Моше говорит о «доступности» Торы для каждого и любого человека и свободе выбора в ее соблюдении; и отчаянно призывает пользоваться правом выбирать «верно» - не во зло себе, а во благо. Все это — фундаментальные основы иудаизма.
Недельная глава «Шофтѝм» («Судьи»)Дварим/Второзаконие 16:18-21:9 В этой главе Моше говорит о том, что необходимо сделать, лишь только народ войдет в Святую Землю. Именно — назначить судей и смотрителей за порядком, чтобы судебная система исправно работала. В каждом поколении в Израиле должны быть учителя, разъясняющие закон и учение. Придет время и народ захочет поставить над собою царя — и Моше дает относящиеся к этому законы. Вновь предостерегает от идолопоклонства и напоминает, каким строгим должны быть суд и наказание за него. О том, каковы права и обязанности свидетелей в суде, левитов и пророков, нечаянных убийц (тут подробно говорится о принципах создания и действия городов-убежищ). Также говорится о том, как поступать, выходя на войну: принципе работы армии и военной стратегии. Заканчивается глава рассказом о том, что делать руководителям и жителям города, рядом с которым было найдено тело неизвестно кем убитого человека, а именно — они должны совершить особый ритуал, Эглá-Аруфá, принеся жертву за искупление своей вины в том, что они не смогли предотвратить эту смерть.
Глава начинается словами «Смотри, вот я предлагаю тебе благословение и проклятие...» Благословение — как награду за исполнение заповедей Всевышнего, проклятие — как следствие нарушения данных Им законов. Моше завещает народу, когда они овладеют Землей, совершить особый ритуал: произнести благословения, стоя на горе Гризим, а проклятия — на горе Эйваль. С новой силой звучат предостережения хранить память о выходе из Египта и не поклоняться иным богам, а так же повеления сурово расправляться с теми, кто соблазняет свой собственный народ впасть в идолопоклонство. Лишь будет построен Храм, жертвы Всевышнему запрещается приносить где-либо в другом месте. Снова перечисляются животные, птицы и рыбы, разрешенные и запрещенные евреям в пищу. Особо подчеркнут запрет на употребление крови.
Эта глава открывает пятую книгу Торы, являющуюся последней, предсмертной речью Моше. Всевышний объявил ему, что не он введет народ в Обетованную землю, не он приведет их к долгожданной победе. И вот, находясь на восточном берегу Иордана, так близко от заветной цели, он обращается к народу, напоминая важнейшие моменты истории и повторяя Учение, дарованное Всевышним в пустыне. Непосредственно в этой главе он напоминает о даровании Торы, о том, какие милости Бог оказывал постоянно после исхода из Египта, какие чудеса совершал, и как упрямо народ гневил Создателя. Он упрекает за доверие ложному отчету разведчиков и напрасные слезы 9 ава, за отказ войти в Землю сорок лет назад, напоминает о наказании за это. Вспоминает о поражении, которое они потерпели от эморейцев, попытавшись пересечь границы Земли без Божьего благословения. О том, как впервые назначал судей и повторяет основные принципы судопроизводства, руководствоваться которыми народ будет в будущем. Напоминает, что пока Всевышний запретил им завоевывать земли Сеира, Амона и Моава. Говорит о блестящей победе, одержанной над Сихоном и Огом, и , которая отныне становится собственностью народа Израиля на веки вечные.
Эта глава является самой «насыщенной» законами, она содержит 74 из 613 заповедей Торы. Здесь мы знакомимся с законами о женитьбе на пленнице, наследственных правах первенца и «непослушном сыне»; законами погребения мертвых, возвращения пропажи, охоты и строительства. Запреты соединения разных животных в одной работе, разных растений — в сельском хозяйстве, использования шерсти и льна в одном изделии — тоже часть этой главы. А так же законы о наказании за прелюбодеяние, изнасилование и соблазнение незамужней, за ложное обвинение жены в неверности. Здесь мы читаем о законах запрещенных браков и устройстве военного лагеря, правилах отношений между кредитором и заемщиком, нанимателем и наемным работником, законах ведения торговли и наказании за нарушение запретов Торы, развода и левиратного брака. Заканчивается глава повелением не забыть «о том, что сделал тебе Амалек на пути... из Египта».
Моше призывает народ не оставлять исполнение заповедей, утверждая, что взамен Всевышний благословит их успехом во всех делах и процветанием Земли. Он увещевает их не возгордиться, находясь на пике благополучия и не забыть Бога; вновь напоминает о выходе из Египта и великих чудесах, которые Всевышний совершил ради них тогда. Он говорит о сорока годах, проведенных в пустыне и всех благах, которыми Бог одаривал народ на протяжении этого времени. Манн, вода, отсутствие болезней; даже их одежда не ветшала все это время. Он подробно пересказывает события, связанные с грехом золотого тельца, и то, как вымолил у Всевышнего прощения, а так же о бунте Кораха, о грехе разведчиков и других случаях, когда народ гневил Бога. Заканчивается глава вторым отрывком Шма (молитвы, произносимой каждым евреем дважды в день) — обещающей благо за исполнение заповедей Всевышнего и наказание — за оставление Его путей.