Недельная глава «Ницави́м» («Вы стоите...») Дварим/Второзаконие 29:9-30:20
Содержание этой главы — события последнего дня жизни Моше и заключительная часть его прощальной речи. Готовя народ к обновлению союза со Всевышним, он говорит о единстве народа Израиля; предсказывает горечь нашего изгнания и рассеяния за несоблюдение завета, а так же сладость избавления – непременное возвращение народа к заповедям и в Святую Землю. Моше говорит о «доступности» Торы для каждого и любого человека и свободе выбора в ее соблюдении; и отчаянно призывает пользоваться правом выбирать «верно» - не во зло себе, а во благо. Все это — фундаментальные основы иудаизма.
Еврейская традиция особенно отмечает то, что описывая предстояние народа перед Всевышним в тот момент, Моше, с одной стороны, говорит обобщающее «все», а следом подробно перечисляет, кого именно имеет в виду. Все — от руководителя до рядового гражданина, мужчины, женщины и дети... Весь народ целиком избран быть «священником» Всевышнего, светом Его истины для других народов. Это наше призвание. Но служение это совершается в полном объеме только тогда, когда каждый выполняет свою, лишь ему одному «принадлежащую» часть.
Моше предсказывает, что миссия еврейского народа — провозглашение славы Создателю, будет выполняться даже тогда, когда сам народ будет далек от желания ее исполнить. «И скажут все народы: «За что сделал Господь так с этой землею? За что пыл этого великого гнева?» И скажут: «За то, что они оставили завет Господа, Бога отцов своих, который Он заключил с ними, когда Он вывел их из земли Египетской... И изгнал их Господь из земли их в гневе и ярости и негодовании великом, и забросил их в другую землю...»»
И, конечно же, нельзя не отметить красоту пророчества о раскаянии и избавлении. «И...когда сбудутся на тебе все слова эти...И обратишься ты к Господу, ...ты и сыны твои, всем сердцем твоим и всею душою твоею...Тогда возвратит Господь...и опять соберет тебя из всех народов, хотя бы были заброшенные твои на краю неба, и оттуда соберет тебя Господь, Бог твой, и оттуда возьмет тебя; и приведет тебя Господь ...в землю, которою владели отцы твои...» Новейшая история еврейского народа, когда к практике иудаизма, к жизни по Торе возвращаются люди, казалось бы, безнадежно «оторванные» от своих «еврейских корней» — это самое яркое свидетельство верности Всевышнего Своим словам. «И не с вами одними заключаю ...клятвенный договор сей, но и с теми...кого нет здесь с нами ныне...» Наша традиция учит, что все, абсолютно все еврейские души присутствовали при даровании Торы, когда Всевышний заключил Свой союз с народом Израиля. Это значит — и с каждым из нас, со всеми нами — живущими много столетий спустя...
Очень символично, что чтение этой главы всегда приходится на неделю, предваряющую череду осенних праздников - Рош а-Шана (начало нового года по еврейскому календарю), Йом Кипур (День Искупления) и Суккот. Рош а-Шана — это день «окончания сотворения мира», когда появился венец творения — человек. В этот день Всевышний решает судьбы мира, всех народов Земли и каждого человека в отдельности. Поэтому это время глубокого самоанализа и подведения итогов, когда каждый призван задуматься о том, «как» и «чем» он на самом деле «жив». И – «жив» ли: насколько удовлетворяет высшей цели своего существования, отражает ли образ Создателя, «вдохнувшего» в него часть Себя. В эти особые дни мы молимся о благополучии не только для себя, но и для всей планеты, желая друг другу доброго и сладкого года.
Это время, когда мы склоняемся перед Источником бытия с полной верой — в почтении и благодарности, в смирении и раскаянии, в молитве и надежде. Когда бодримся словами, что Его «...заповедь...не недоступна она и не далека... а весьма близко...в устах твоих...и в сердце твоем, чтобы исполнять...» Время, когда звуки шофара словно переносят на тысячи лет назад, а призыв Моше «выбрать жизнь!», достигая сердца всех и каждого сегодня, благополучно замыкает очередной виток нашей общей, вечной истории с Творцом.
Авия Салисно