Недельная глава «Дварѝм» Второзаконие 1:1-3:22 («Речи»)
Эта глава открывает пятую книгу Торы, являющуюся последней, предсмертной речью Моше. Всевышний объявил ему, что не он введет народ в Обетованную землю, не он приведет их к долгожданной победе. И вот, находясь на восточном берегу Иордана, так близко от заветной цели, он обращается к народу, напоминая важнейшие моменты истории и повторяя Учение, дарованное Всевышним в пустыне. Непосредственно в этой главе он напоминает о даровании Торы, о том, какие милости Бог оказывал постоянно после исхода из Египта, какие чудеса совершал, и как упрямо народ гневил Создателя. Он упрекает за доверие ложному отчету разведчиков и напрасные слезы 9 ава, за отказ войти в Землю сорок лет назад, напоминает о наказании за это. Вспоминает о поражении, которое они потерпели от эморейцев, попытавшись пересечь границы Земли без Божьего благословения. О том, как впервые назначал судей и повторяет основные принципы судопроизводства, руководствоваться которыми народ будет в будущем. Напоминает, что пока Всевышний запретил им завоевывать земли Сеира, Амона и Моава. Говорит о блестящей победе, одержанной над Сихоном и Огом, и пророчески обещает, что Израиль отныне становится собственностью народа Израиля на веки вечные.
Невозможно даже представить себе, в каком душевном состоянии Моше ( Моисей ) находился и что именно чувствовал в этот момент. Собственно, вся его жизнь была посвящена одной мечте, одной цели, вся она прошла в дороге к Обетованной Земле. И тогда, когда можно вот-вот исполнить мечту, потрогать ее, взять в руки, насладиться осуществлением — он должен отойти в сторону, уйти насовсем... И - он делает это достойнейшим образом, совершая для горячо любимого им народа последнее благо, словно «обеспечивая» самыми необходимыми в данной ситуации «доспехами» - смирением перед Всевышним и уверенностью в Нем.
Понимая как сильно отличается жизнь в пустыне, пусть даже хорошо организованная, от жизни в своей стране, Моше ( Моисей ) говорит о принципах судебной системы. Именно эта система сейчас имеет первостепенную важность для народа, статус которого вот-вот кардинально изменится. Став градожителями, люди столкнутся с совершенно иными масштабами частной собственности и формами человеческого сосуществования, им придется решать огромное количество сопутствующих вопросов. И достойные судьи смогут значительно облегчить этот процесс.
Моше предостерегает народ не нарушать границ трех царств — Сеира, Амона и Моава: Всевышний сейчас не даст им победы над ними. Наглядный пример: без благословения Бога невозможно победить, даже имея военное преимущество (как в сражении с эморейцами), а с поддержкой Всевышнего — возможно, даже находясь в меньшинстве (как в битвах с Сихоном и Огом). Все это народу необходимо услышать, вспомнить сейчас, на пороге важнейшей страницы своей истории — чтобы не растрачивать свои силы напрасно, чтобы иметь верные ориентиры.
Он суров, когда говорит с народом о совершенных ошибках. Строг — наверняка для того, чтобы слова произвели большее впечатление, оставили более глубокий след в сердцах, «оберегали» в принятии решений в будущем. Но наедине со Всевышним Моше всегда заступается за народ, моля о снисхождении и прощении, о спасении. И вот, сорок лет спустя после того, как Израиль отказался войти в Обетованную Землю в первый раз, он снова стоит у ее границ. И вслед за упреком звучит призыв: «Вы извлекли урок, выучили его. И если так — Всевышний на вашей стороне, Он сражается за вас; потому — идите и ничего не бойтесь, достойно живите перед Ним».
Еврейская мудрость учит, что каждый человек — это отдельный мир. Не безличный винтик в огромной системе, а огромный, самостоятельный, бесконечный мир. Воспринимать так себя, а тем более друг друга — сложно, потому что это обязывает. Но, лишь воспринимая так, мы обретаем настоящее достоинство. Обретаем силу подняться, когда оступились сами, и подать руку другому. Ценим возможность со-прикосновения и исправляем ошибки, приводя свои миры в соответствие с волей Творца.