Библейские истории и рассказы
Услышав о чудесах, сопровождавших Исход евреев из Египта, Итро, тесть Моше, с Ципорой, женой Моше и их сыновьями, отправился в пустыню, в стан Израиля. Из уст Моше он еще раз выслушивает всю историю Исхода и, признавая единственность и справедливость Бога евреев, совершает жертвоприношения. Он советует Моше установить коллегии судей, облегчающих его труд как руководителя народа, внеся вклад в формирование судебной системы Израиля.
Евреи ушли и, опомнившись и пожалев, что отпустил их, фараон собрал всю свою армию и помчался в погоню. Облачный столп приводит народ к берегу Ям Суф; и, оказавшись «в ловушке» – между морем и настигающей их армией, народ начинает паниковать.
Фараон продолжает противиться воле Творца, и на Египет обрушиваются еще три казни. Полчища саранчи пожирают оставшуюся после града зелень. Семь дней египтяне окутаны кромешной тьмой, так что не только не видят друг друга, но даже не могут двигаться. Фараон все же упорствует, и ему обещана последняя казнь — гибель всех первенцев (от человека до скота) в полночь 15 нисана.
Всевышний продолжает отвечать на вопрос Моше и говорит о союзе, заключенном с праотцами Авраамом, Ицхаком и Яковом. Сейчас – то самое время, когда обещание им будет исполнено. Он выведет еврейский народ из Египта, избавит от рабства, спасая великими чудесами, возьмет Себе в народ и станет их Богом, приведя в Страну, завещанную праотцам. Но из-за упадка духа и тяжести работ народ не внемлет Моше…
После смерти Иосифа и его братьев потомки Якова становятся очень многочисленными. Фараон опасается возможного восстания и принимает меры: сначала делает их рабами, а потом издает указ об умерщвлении еврейских мальчиков во время родов. Видя, что план не работает, он велит истреблять всех новорожденных мальчиков в Египте.
Последние 17 лет Яков живет в Египте. Перед смертью он зовет Йосефа и заклинает похоронить его в пещере Махпела, семейной могиле Авраама и Ицхака. Он также «усыновляет» сыновей Йосефа — Менаше и Эфраима, давая каждому особое благословение. Сообщает, что дарит Иосифу двойной земельный надел в Святой Земле (в Шхеме) и говорит о завете Всевышнего с Авраамом — его потомки станут многочисленным народом и будут вечно владеть Ханаанской Землей.
Подступив к Йосефу, Йеуда умоляет его отпустить Биньямина домой и говорит, что сам останется рабом вместо брата. Тронутый искренностью Йеуды, заботой об отце, верностью данному Якову слову и готовностью к самопожертвованию, Иосиф не в силах более играть свою роль. Он открывается братьям и успокаивает их, объясняя, что видит в случившемся руку Всевышнего: то, что братья замышляли против него как злое, Творец обратил во благо всей семье Якова.
По прошествии двух лет фараону снятся два непонятных сна. Встревоженный, он собирает во дворце толкователей снов со всей страны, но никто не может объяснить их значения. Наконец, виночерпий вспоминает об Иосифе и рассказывает фараону, и Иосифа вызволяют из темницы. Услышав сны фараона, он объясняет, что Всевышний открыл правителю Свои скорые действия: Египет ждут семь лет изобильного урожая, а за ними — семь лет голода. Иосиф советует фараону, что делать в урожайные годы, чтобы не только пережить голод самим, но и обеспечить хлебом весь регион. И фараон назначает Иосифа в управляющим всей страны, вторым человеком после себя. Женит его на Аснат, и у них рождаются двое сыновей — Эфраим и Менаше.
Яков с семьей поселяется в Ханаане. Он любит Иосифа, первенца Рахели, больше других сыновей, что вызывает их ревность и ненависть к брату. Иосиф видит два пророческих сна, предвещающих его главенство в семье. Он рассказывает об этом, и братья ненавидят его за это еще больше. И однажды решают убить. Реувен пытается спасти Иосифа, предложив лишь наказать, бросив в глубокую яму. Но вызволить брата Реувен не успевает: по инициативе Йеуды его продают идущему мимо каравану. А одежду, разорванную и вымазанную кровью козленка, предъявляют для опознания Якову. Много лет отец оплакивает сына, как растерзанного диким зверем.
Недельная глава «Ва-йишлáх» (И послал) Береши́т / Бытие 32:4-36:43
Подходя к границам Ханаана, Яков посылает к брату Эсаву гонцов — сообщить о своем возвращении. Гонцы возвращаются с тревожными вестями: Эсав идет навстречу Якову с отрядом из 400 человек. Яков боится и обращается к Всевышнему, моля о защите и спасении от мести брата. Он делит свой стан на две группы, и располагает их одну за другой, надеясь, что если Эсав нападет на первую группу, то другая сможет спастись. Также он посылает навстречу брату богатые подарки, чтобы смягчить его гнев.
Переправив свою семью через реку, он вынужденно остается один на другом берегу. Всю ночь с ним борется некто, и, не в силах победить, ранит его в бедро. Яков, одержавший нелегкую победу, требует от побежденного благословения — и тот называет его новым именем — Израиль, что значит «победивший божественное».