Недельная глава «Ва-йешéв» (И поселился...) Береши́т / Бытие 37:1-40:23
Яков с семьей поселяется в Ханаане. Он любит Иосифа, первенца Рахели, больше других сыновей, что вызывает их ревность и ненависть к брату. Иосиф видит два пророческих сна, предвещающих его главенство в семье. Он рассказывает об этом, и братья ненавидят его за это еще больше. И однажды решают убить. Реувен пытается спасти Иосифа, предложив лишь наказать, бросив в глубокую яму. Но вызволить брата Реувен не успевает: по инициативе Йеуды его продают идущему мимо каравану. А одежду, разорванную и вымазанную кровью козленка, предъявляют для опознания Якову. Много лет отец оплакивает сына, как растерзанного диким зверем.
У Йеуды было трое сыновей, старший из которых женился на Тамар. После его внезапной смерти Тамар (по законам левиратного брака) взял в жены средний сын. Первенец, рожденный от такого брака, считался бы ребенком умершего, но средний не хотел оказать брату этой милости — сохранения рода. И Всевышний наказал его мера за меру — лишил жизни. Теперь Тамар должна стать женой младшего брата. Но Йеуда, считая Тамар причиной смерти сыновей, отослал ее в дом отца. Младший сын Йеуды вырос, но Тамар так и не дали ему в жены... Переодевшись блудницей, она вступает в связь с Йеудой, взяв его вещи в залог за будущую плату. А когда ее беременность стала очевидной, ее обвинили в распутстве, и она предъявила Йеуде для опознания взятый у него залог. И он отказался от обвинений, признав, что не хотел женить на ней своего младшего сына, поэтому правда на стороне Тамар, защищавшей свои права. В положенное время у Тамар рождается двойня: Зерех и Перец (предок будущей династии Давида).
Тем временем Иосиф оказывается в Египте и попадает в дом Потифара, царедворца фараона. Всевышний благословил Иосифа во всех делах, и скоро он достиг высокого положения в доме. Но привлек и внимание жены Потифара, которая не оставляет попыток соблазнить его. Отчаявшись, она обвинила Иосифа в изнасиловании, и он оказался в тюрьме. Но Небеса благосклонны к нему и там, и скоро он становится вторым человеком после начальника тюрьмы.
Однажды туда попали провинившиеся виночерпий и пекарь фараона. Им снятся пророческие сны, но они не могут понять их. Иосиф разъясняет: пекарь вскоре лишится жизни, а виночерпий — вернется во дворец фараона. Иосиф просит, чтобы тот сказал о нем фараону, но, выйдя на свободу, виночерпий забывает данное Иосифу обещание.
Словами «и поселился Яков в стране...отца своего» Тора сообщает о том, что жизнь, наконец, расставила все точки над «i». Переселение Эсава в Сеир утверждает его окончательный отказ от своего первородства и, самое главное, отсутствие духовной связи с Ицхаком. Яков же, наоборот, пускает корни в стране своего отца, окончательно закрепляя свою связь с духовным наследием предков и благословением Всевышнего, данным Аврааму и переданным Ицхаку.
Уже не раз мы говорили о принципе высшей справедливости — мида кенегед мида (мера за меру), и этот раздел Торы содержит несколько самых ярких его иллюстраций. Так, продав Иосифа, братья обмакнули его одежду в кровь козленка (она больше всего похожа на человеческую). Но, конечно же, это и аллюзия на козьи шкурки, намотанные однажды на руки и шею Якова, получившего благословение вместо Эсава. Однако здесь это не урок для Якова, а намек: происходящее сейчас, как и тогда — воля Всевышнего.
Этот обман Якова — урок не для него, а для его сыновей. Неслучайно история жизни Йеуды словно «вклинивается» в историю Иосифа. Как известно, зло никогда не объединяет, а обязательно рано или поздно разъединяет сообщников. Так и в этот раз: написано, что Йеуда «отошел от братьев своих». Традиция учит, что после продажи Иосифа, увидев безутешность отца, братья пожалели о содеянном и винили в происшедшем Йеуду, ибо он предложил им продать брата, но не сказал спасти его.
В эпизоде с Тамар мы видим, как Всевышний забирает жизни у тех, кто не хочет дать жизнь другому. И первый, и второй мужья Тамар не хотели ее беременности. А когда ее обвиняют в распущенности, она посылает Йеуде взятый у него залог со словами «узнай, чьи это вещи...» Они точно повторяют слова самого Йеуды, сказанные Якову после продажи Иосифа: «узнай, твоего ли сына это вещи»... И именно потому, что Йеуда извлекает урок — признает свою неправоту, принимая обличение, он поднимается на уровень выше, удостаиваясь стать прародителем вечной царской династии. И главными качествами царя навечно становятся неразрывно связанные скромность и достоинство.
Невозможно не отметить высокий уровень Иосифа, в одиночку выдержавшего битву с искушениями. Традиция очень красиво говорит об этом так: «уста, не давшие запретного поцелуя, издают приказы, обеспечивающие народ хлебом; тело, не коснувшееся недозволенной женщины, облачено в льняную одежду (для знати); шея, не склонившаяся для греха, украшена золотым ожерельем; на руку, не совершившую греха, надето кольцо с руки фараона; ноги, не шагнувшие к греху, отдыхают в царской карете; голову, отвернувшуюся от искушений, Бог одарил мудростью». Мы видим, что принцип мида кенегед мида «работает» в двух направления: и в воспитательном, и в — поощрительном.
Два пророческих сна Иосифа — о пшенице и звездах. Наши мудрецы учат, что это говорит о его связи с материальным и духовным мирами. Так, человек соединяет оба эти мира в себе и призван привести их к гармонии в своей маленькой вселенной. Как помним, материальное (в чем бы оно ни выражалось), должно находиться в подчинении у духовного. Так, каждый в своих обстоятельствах, Иосиф и Йеуда добились господства духа над материей, и достигнув личного совершенства, и — став ключевыми звеньями в истории своего народа и вечной «планкой» для будущих поколений. И даже самые неоднозначные и, казалось бы, безнадежные ситуации в их жизнях сослужили им исключительно добрую службу.