#
В корзине нет товаров
+7 (985) 826-78-86  Роман Заказать звонок Вход для клиентов
Ваша валюта
В корзине нет товаров
  • Каталог товаров
  • » »
    01.12.2015
    1773

    Недельная глава «Ва-йишлáх» (И послал)

    Недельная глава «Ва-йишлáх» (И послал)

    Береши́т / Бытие 32:4-36:43

     

    Подходя к границам Ханаана, Яков посылает к брату Эсаву гонцов — сообщить о своем возвращении. Гонцы возвращаются с тревожными вестями: Эсав идет навстречу Якову с отрядом из 400 человек. Яков боится и обращается к Всевышнему, моля о защите и спасении от мести брата. Он делит свой стан на две группы, и располагает их одну за другой, надеясь, что если Эсав нападет на первую группу, то другая сможет спастись. Также он посылает навстречу брату богатые подарки, чтобы смягчить его гнев.

    Переправив свою семью через реку, он вынужденно остается один на другом берегу. Всю ночь с ним борется некто, и, не в силах победить, ранит его в бедро. Яков, одержавший нелегкую победу, требует от побежденного благословения — и тот называет его новым именем — Израиль, что значит «победивший божественное».

    Наконец, Яков и Эсав встречаются. Объятья, поцелуи, знакомство Эсава с семьей Якова. Однако их пути тут же расходятся: Эсав возвращается в Сеир, а Яков поселяется близ Шхема. Сын правителя Шхема насилует Дину, дочь Якова, и забирает ее к себе домой. Позже братья Дины, Шимон и Леви, мстят за сестру, убив всех мужчин города.

    Всевышний велит Якову двинуться в Бейт-Эль и построить там жертвенник, как он и обещал, когда бежал отсюда много лет назад. Яков выполняет обет, и Всевышний вновь является ему, повторяя благословение, данное однажды Аврааму и Ицхаку, а также «закрепляет» новое имя Якова — Израиль. На пути в Хеврон, при родах Биньямина, своего второго сына, умирает Рахель, и Яков хоронит ее недалеко от Бейт-Лехема. После смерти Рахели Яков «отдает ее место» Бильге, служанке Рахели. Это не нравится Реувену, первенцу Якова от Леи. Ревнуя за мать, он некорректно упрекает отца, за что впоследствии лишается статуса первенца.

    И вот Яков приходит в Хеврон, в землю Авраама и Ицхака. Позже «старый и насыщенный днями», Ицхак «приобщается к своему народу» в возрасте 180 лет. Эсав и Яков в последний раз встречаются на похоронах отца. Эсав (он же Эдом) окончательно переселяется в Сеир со всей семьей и имуществом. Заканчивается глава перечислением потомков Эсава, правивших в этой земле много лет после этого.

     

    Еврейская традиция отмечает подготовку Якова к встрече с Эсавом. Яков боится, что Эсав все еще хочет его убить. Но страх не парализует его, и он делает три важные вещи: готовится защищаться, обращается с молитвой о защите к Всевышнему и отправляет брату подарки, чтобы смягчить его гнев и в знак своего доброго отношения. Он также делит свой стан на два лагеря: чтобы, в случае нападения, хоть кто-то выжил. Отсюда еврейский закон выводит не только правила поведения при опасности, но также в финансовых вопросах. И поговорки «на Бога надейся, и сам — не плошай», и «не клади все деньги в один карман», выходит, имеют очень древние корни.

    Борьба Якова с ангелом имеет более глубокое прочтение. Неслучайно она происходит накануне встречи Якова с братом. Он делает все возможное, чтобы разрешить ситуацию наилучшим образом, но боится. Такие серьезные критические ситуации в прошлом Якова обычно заканчивались «побегом». Он бежал от гнева Эсава двадцать лет назад, совсем недавно бежал от Лавана (не вступая с ним в открытую конфронтацию). И вот сейчас, перед лицом опасности, ангел повредил его бедро. Яков хромает и, даже если захочет, в этот раз не может бежать. Это очень символично еще и в свете того, что дающий ему благословение нарекает его новым именем. Яков — кроткий, следующий. Израиль — победитель, лидер. Теперь он действительно «человек цельный», боровшийся с Божьим ангелом и людьми и преодолевший. Только теперь, осознавая себя таковым, время встречи с Эсавом.

    Противостояние между Эсавом и Яковом непрерывно. Интересно, что Эсав (постоянно живущий в одном месте) говорит о своем имуществе «есть у меня много», а Яков (по сути, до сих пор странствующий) – «есть у меня все». Традиция учит, что эта «словесная дуэль» отражает духовное состояние каждого. У Якова это благодарность за свой удел и полное упование на Творца, давшего ему это все (необходимое).

    Эсав не осуществил намерения убить Якова, но так никогда и не признает отцовского благословения, данного брату двадцать лет назад. Мы знаем это из того, что о смерти Ицхака написано «и погребли его Эсав и Яков» (Эсав назван первым: подразумевается, что он не признал первенства брата). А о кончине самого Эсава не говорится вовсе. Лишь то, что он «пошел в другую страну от лица Якова» («другую» в значении «противоположную», «противную» Якову). На протяжении веков эта ненависть Эсава к Якову будет причиной самых трагичных и горьких страниц истории еврейского народа. Но благословения Ицхака сыновьям сбудутся в точности: лишь на время сможет «Эсав» одолеть «Израиль». Ибо тот, кто «преодолел божественное и людей», непременно выйдет победителем. По-другому просто не может быть.

     

    Еще один важный урок мы извлекаем из жизни Якова. Традиция считает, что подарки, посланные Эсаву — это, по сути, то, что Яков обещал отдать Всевышнему за благосклонность и защиту в пути. Этот обет он дал, когда направлялся в Харан, но до сих пор медлил с его выполнением. И десятина «ушла» на откуп брату. А трагедия, произошедшая с Диной, случилась потому, что он спрятал ее от Эсава, боясь, что тот заберет ее себе в жены. Наши мудрецы говорят, что духовный уровень Дины был настолько высок, что, женившись на ней, Эсав мог бы раскаяться и исправиться. Для Дины это было бы меньшим из зол, чем то, что случилось с ней в Шхеме. Так, задумав доброе, лучше не откладывать, а исполнить быстрее. И «тратить» и жизнь, и средства на благие цели, во славу Всевышнего. Чтобы и наша суть, и состояние не развеялись по ветру, превратившись в прах, а стали достоянием, принося пользу и в этом мире, и в будущем.

     

     

    Авия Салисно

    Задайте свой вопрос

    class="uForm uComForm">
    avatar
    Простой заказ товара Документы на товар Доставка по всему миру! Всегда на связи 24/7
    Красная нить

    Мы предлагаем вашему вниманию только оригинальные израильские товары высокого качества: традиционные еврейские украшения и предметы быта, продукты питания и косметические средства.

    Контакты

    Телефон: +7(929)629-51-29, Роман
    Почта: sgula.contacts@gmail.com
    Адрес: 125481, Россия, г. Москва, ул. Фомичевой, д.14

    Мой аккаунт
    Я принимаю Яндекс.Деньги
    Данные вашей оплаты защищены по международному стандарту PCI DSS
    Внимание! Сайт не является публичной офертой, вся информация носит справочный характер. Все условия заказа уточняются с менеджером. Вся информация на сайте имеет ознакомительный характер и не является рекомендацией по любому поводу нужно советоваться со специалистом или врачем.