#
В корзине нет товаров
+7 (985) 826-78-86  Роман Заказать звонок Вход для клиентов
Ваша валюта
В корзине нет товаров
  • Каталог товаров
  • » »
    21.01.2016
    1442

    Недельная глава «Бо» (Войди...) Шмот / Исход 10:1-13:16

    Фараон продолжает противиться воле Творца, и на Египет обрушиваются еще три казни. Полчища саранчи пожирают оставшуюся после града зелень. Семь дней египтяне окутаны кромешной тьмой, так что не только не видят друг друга, но даже не могут двигаться. Фараон все же упорствует, и ему обещана последняя казнь — гибель всех первенцев (от человека до скота) в полночь 15 нисана.

    Всевышний дает первый закон еврейскому народу — вести календарь от месяца нисан и отсчитывать начало каждого месяца от рождения новой луны. Им также заповедано взять ягненка и держать у себя дома 4 дня, а затем принести в жертву Всевышнему — в честь Исхода. Кровью этого ягненка надо пометить косяки и перекладины еврейских домов — чтобы ангел смерти, спустившийся в ночь 15 нисана поразить первенцев, миновал их дома. Приготовленное на огне мясо ягненка следует съесть в ту же ночь с горькими травами, а оставшееся до утра — сжечь.

    Гибель первенцев сокрушает гордыню фараона, и он умоляет евреев покинуть Египет как можно быстрее. Египтяне гнали евреев из страны с такой поспешностью, что тесто для хлеба не успело взойти, и они пекли его опресноками. Египтяне одаривают евреев щедрыми подарками, так что весь золотой запас страны покидает ее вместе с потомками Якова.

    С того дня всякий первенец (от человека до животного) объявляется собственностью Всевышнего. Песах заповедано праздновать каждый год всем поколениям, на семь дней избавляя дома от заквашенного теста и изделий из него. И во всех подробностях передавая от отца — детям историю чудесного спасения еврейского народа из египетского рабства Самим Всевышним.

     

    Удивительно, как упрямо может быть человеческое сердце. Даже когда приближенные фараона умоляли его уступить Моше и отпустить евреев, «ибо Египет погибает», он шел наперекор здравому смыслу, и не соглашался. Наши мудрецы учат, что после седьмой казни у него была отнята свобода выбора. Мида кенегед мида, мера за меру — ибо отрицал Творца и объявлял себя богом — властителем своих решений и воли, а сейчас ему было «показано», что решать самостоятельно он не может.

    Однако возможность исправления у него была. Согласно еврейской традиции, шанс раскаяться есть даже у законченного злодея. Но зайдя «далеко», намного труднее вернуться, так и ему было сложнее сделать это — что называется, «своими силами». Словно без «помощи Небес». Хотя, помощь здесь в том, что еще день жизни — это еще шанс для возвращения на пути правды. Ведь, как сказал пророк много лет спустя, Бог желает жизни грешника, а не смерти.

    Поразительны изменения, произошедшие в моральном состоянии народа с тех пор, как Моше впервые обратился к ним от имени Творца. Еще в прошлом разделе говорилось, что из-за упадка духа народ не слушал Моше, а сейчас... «И поклонился народ (Всевышнему) и преклонился (перед Ним)»... Ягненок считался в Египте божеством, и ввести его в дом, привязав к кровати — уже было богохульством в глазах египтян. Не говоря уже о том, чтобы зарезать, обмазать кровью косяки дверей, а мясо – приготовить и съесть. Сколько смелости было нужно народу и каждому человеку в отдельности, чтобы исполнить все «по слову Всевышнего»! Символично, что ягненка должно было зажарить целиком, не поломав ни одной кости — чтобы не было никаких сомнений в том, какое именно мясо на вертеле. А съесть его надо было на полный желудок, в конце трапезы, выражая этим свое пренебрежение к египетскому идолу.

    Помазать кровью косяки дверей — необходимое условие той Пасхальной ночи. Моше сказал фараону, что цель казни — чтобы египтяне знали, «что делает Господь различие между Египтом и Израилем». Но так же, наверное, чтобы и евреи воочию увидели и навсегда запомнили это. Помазать косяки дверей — это была «производная» их веры и упования на Творца. И — свидетельством полного послушания, ибо, казалось бы — разве на косяки дверей «взирает» Творец? Но именно это «нелогичное» и, казалось бы, «напрасное» действие было залогом их спасения в ту ночь.

    Хотя мир был сотворен в месяце Тишрей, первым месяцем в еврейском календаре и центром повседневной жизни и литургии становится Нисан. Мы вспоминаем исход из Египта в  утренней, дневной и вечерней молитвах и благословении после еды. Нисан для еврея очень «личный» месяц — именно в нем произошло рождение еврейского народа, и возрождение каждого отдельно человека. Уровень веры в Творца и доверия Ему, проявленный тогда всеми и каждым — это вечная заслуга евреев, о которой позже Творец многократно вспоминает через своих пророков, обещая, что она всегда перевесит чашу Его гнева и склонит к милости. Как и происходило в истории много раз.

    В этом контексте символично то, что еврейский календарь связан с луной. Традиция учит, что луна — меньшее из светил, и потому — скромное. Но благодаря этому она способна отражать солнце, и даже не прямой, а внутренний его свет. Это метафора о том, что и мы подобным образом отражаем свет Всевышнего — Его волю в мире – для мира и человека. Уменьшаясь, луна словно вот-вот исчезнет. Но «вдруг» она снова начинает расти, бесконечно обновляясь. И эта особенность небесного светила символична для нашего народа. В самые трагичные моменты истории, когда, казалось бы, нового «завтра» не может быть, еврейский народ продолжал жить, возрождаясь из пепла, обновленный, умудренный и достигший более высокого духовного уровня, способный сиять ради своего Создателя с новой силой.

     

    События Песаха и отслеживание начала нового месяца — это самоидентификация еврейского народа. Но и вечные уроки для всего человечества, постоянно напоминающие о любви и милости Творца, и том, каким должно быть послушание – ответ человека на эту любовь. Если, не дай Бог, мы упрямимся, как фараон, то можем ободриться — шанс исправиться есть всегда. Во времена сложные — в помощь луна, взглянув на которую, вспоминаем, что облегчение — лишь вопрос времени. Во времена радости — знаем, Кого благодарить, «поклоняясь и преклоняясь», как наши предки тысячелетия назад.

    Задайте свой вопрос

    class="uForm uComForm">
    avatar
    Простой заказ товара Документы на товар Доставка по всему миру! Всегда на связи 24/7
    Красная нить

    Мы предлагаем вашему вниманию только оригинальные израильские товары высокого качества: традиционные еврейские украшения и предметы быта, продукты питания и косметические средства.

    Контакты

    Телефон: +7(929)629-51-29, Роман
    Почта: sgula.contacts@gmail.com
    Адрес: 125481, Россия, г. Москва, ул. Фомичевой, д.14

    Мой аккаунт
    Я принимаю Яндекс.Деньги
    Данные вашей оплаты защищены по международному стандарту PCI DSS
    Внимание! Сайт не является публичной офертой, вся информация носит справочный характер. Все условия заказа уточняются с менеджером. Вся информация на сайте имеет ознакомительный характер и не является рекомендацией по любому поводу нужно советоваться со специалистом или врачем.