Недельная глава «Экев» («И за то, что...») Дварим / Второзаконие 7:12-11:25
Недельная глава «Экев» («И За то, что...»)
Дварим/Второзаконие 7:12-11:25
Моше призывает народ не оставлять исполнение заповедей, утверждая, что взамен Всевышний благословит их успехом во всех делах и процветанием Земли. Он увещевает их не возгордиться, находясь на пике благополучия и не забыть Бога; вновь напоминает о выходе из Египта и великих чудесах, которые Всевышний совершил ради них тогда. Он говорит о сорока годах, проведенных в пустыне и всех благах, которыми Бог одаривал народ на протяжении этого времени. Манн, вода, отсутствие болезней; даже их одежда не ветшала все это время. Он подробно пересказывает события, связанные с грехом золотого тельца, и то, как вымолил у Всевышнего прощения, а так же о бунте Кораха, о грехе разведчиков и других случаях, когда народ гневил Бога. Заканчивается глава вторым отрывком Шма (молитвы, произносимой каждым евреем дважды в день) — обещающей благо за исполнение заповедей Всевышнего и наказание — за оставление Его путей.Моше призывает народ не оставлять исполнение заповедей, утверждая, что взамен Всевышний благословит их успехом во всех делах и процветанием Земли. Он увещевает их не возгордиться, находясь на пике благополучия и не забыть Бога; вновь напоминает о выходе из Египта и великих чудесах, которые Всевышний совершил ради них тогда. Он говорит о сорока годах, проведенных в пустыне и всех благах, которыми Бог одаривал народ на протяжении этого времени. Манн, вода, отсутствие болезней; даже их одежда не ветшала все это время. Он подробно пересказывает события, связанные с грехом золотого тельца, и то, как вымолил у Всевышнего прощения, а так же о бунте Кораха, о грехе разведчиков и других случаях, когда народ гневил Бога. Заканчивается глава вторым отрывком Шма (молитвы, произносимой каждым евреем дважды в день) — обещающей благо за исполнение заповедей Всевышнего и наказание — за оставление Его путей.
Напоминая народу о ежедневно выпадавшем для них манне на протяжении всех сорока лет странствования по пустыне, Моше говорит, что «мораль», которую должно вынести из этого и вечно помнить — что «человек живет не только хлебом, но словом, исходящим из уст Всевышнего». Что же он имеет в виду?
Мы помним, что впервые «посылая» народу манн, Всевышний повелел, чтобы каждый брал его столько, сколько необходимо ему на один день. Помним, как не поверили в такую строгость инструкций, и попытки оставлять из собранного сегодня — на завтра; но назавтра манн становился несъедобным — в нем заводились черви. Лишь накануне шаббата нужно было взять двойную порцию — в шаббат манн не выпадал (в чем народ удостоверился также на личном опыте). Кстати, именно отсюда учим, что еда для шаббатних трапез готовится заранее. Еще один нюанс с манном заключался в том, что какой бы ни была собранная «порция» - большой или маленькой, она оказывалась одинаково равной омэру (приблизительно 2 литрам). Это столько, сколько человек мог съесть в день.
Эта чудесная страница еврейской истории учит тому двум важным вещам. Первое — человек обязан трудиться, чтобы «добыть» себе пропитание. Это его задача, его часть «контракта». И второе — сколько бы он не трудился — его пропитание, его достаток определяется Творцом, исходит от Него и Им дается. Интересно, что такой взгляд на вещи позволяет посмотреть на изгнание Адама и Евы из Эдемского сада под иным, менее фатальным, чем принято, углом. В то время Всевышний сказал Адаму: «В поте лица твоего будешь есть хлеб...» «В поте» — здесь заповедь трудиться, добиваться. Но и «будешь есть» – и тут — обещание, что Он — Творец и Владелец всего — не оставит тебя и даст тебе пропитание.
Чудесность манной истории напоминает историю сотворения мира, историю первоначальных, настоящих и будущих отношений Всевышнего с человечеством. И учит тому, что живя, мы призваны трудиться (о какой бы области жизни ни шла речь); и у каждого свой, особый труд, только ему одному посильный. Учит тому, что в любом случае «пропитание», достаток, успешность — опять же, для каждого индивидуальные — исходят от Него, по Его слову.
Мы «воспитаны» так определять понятия «благо» и «хорошо», что нам легче «видеть» руку Всевышнего, Его заботу, Его любовь, когда жизнь безмятежна и наполнена радостью. Отсутствие трудностей «автоматически» воспринимается покровительством Неба. И много сложнее видеть сияние солнца — близость Создателя сквозь стекло, «закопченное» трудом, или, не дай Бог, бедами и горем. Но ирония в том, что именно закопченное стекло позволяет нам лучше, качественней увидеть солнце.
Такое понимание позволяет, с одной стороны, не возгордиться, не впасть в надменность, когда жизнь идет «как по маслу», и с другой – сохранить внутренний покой и достоинство в наисложнейшей жизненной ситуации. Твердое знание, что в одном и другом случае мы живем, живем Его словом, и наше «пропитание» – Его дар — лишь помогает в жизни, где не один путь предпочтительнее другого, а оба они — две стороны одной, весьма драгоценной монеты.
Евреи в пустыне собирают манну небесную