12.06.2011
3345
История Иерусалима № -1
Один из первых возведенных людьми городов, центр трех мировых религий, место, о котором тысячелетиями грезили евреи в любой точке земного шара, столица Израиля – всё это священный Иерусалим! Никогда не покидавший сердца своих детей, - евреев, - он прошел сквозь благословенный мир и кровопролитные войны, славные победы и горькие поражения, головокружительное богатство и вопиющую бедность, сквозь безмерную радость и чудовищную боль… Гордо венчающий собою, как короной, вершины Иудейских гор, Иерусалим по сей день остается великим, славным и самым священным городом на земле. Не потому ли вот уже более тридцати столетий армии самых разных народов борются не на жизнь, а на смерть за обладание этим местом, где нет и никогда не было никаких полезных ископаемых, где негде выращивать урожай, да и питьевой воды отнюдь не всегда хватало?!
Ответ на этот вопрос следует искать в далеком прошлом, в охватывающей несколько тысячелетий истории города. Точно не известно, кем и когда был основан Иерусалим. Самые ранние упоминания относятся к XX-XIX вв. до н.э., когда он, тогда еще хананейский город-государство Рушаламу фигурирует на египетских «прóклятых надписях» (т. е. специальных заклинаниях, сделанных на глиняных сосудах или фигурках, призывающих всевозможные беды и несчастья на головы врагов фараонов). До завоевания евреями, известном нам из Библии, город сменил несколько названий, - среди них «Урусалим» (по спискам Тель-Амарны (XIV в. до н.э.)), Урусалимму (в надписях на пирамиде фараона Санхерива (конец VIII века до н.э.)) и другие. Соответственно, менялись и хозяева, пока Иерусалимом не овладело западно-семитское племя иевусеев, переименовав его в Иевус, - как очевидно, по самоназванию. В Торе же он называется «Шалем» («полный», «совершенный»), что очень близко к древнееврейскому слову «шалом» («мир»), а с утверждением иудейского господства он стал называться «Ерушалаим» («город мира»). Увы, не стоит верить этому названию: ни один город на земле не пережил за свою историю столько разрушений и катастроф, сколько выпало на долю Иерусалима! Сменив чем 80 хозяев, он 16 раз разрушался до основания и 17 раз восставал из пепелища в новом блеске и великолепии! Около 1000 г. до н.э. Иевус был захвачен библейским царем Давидом и провозглашен столицей нового, сильного царства. Давид перенес туда Ковчег Завета, в котором хранились каменные скрижали с написанными на них самим Господом Б-гом Десятью Заповедями, - великую святыню еврейского народа, - после чего начал деятельную подготовку к возведению Храма на горе Мория, но ему не дано было возвести дом для Б-га на Земле. Это сделал сын Давида, прославленный мудростью царь Соломон (ок. 960 года до н.э.). На строительстве Храма семь лет трудились десятки тысяч носильщиков, каменотёсов и разнорабочих, причем, как гласят легенды, за всё это время не заболел и не умер ни один из строителей, более того, ни один инструмент не сломался, - вот что значит работать во славу Б-жью! Значительно расширенный и укрепленный, Иерусалим, однако, не долго был столицей единого еврейского царства. После смерти Соломона его держава распалась на Северную (Израиль) и Южную (Иудея) части, сразу же вступившие в конфронтацию друг с другом. Более чем 350 лет город являлся столицей Иудеи, пока не был захвачен и разграблен вавилонским царем Навуходоносором (598 г. до н. э.), а после неудачного восстания уцелевших иудеев – полностью разрушен вместе с Храмом (586 г. до н.э.). Большинство евреев, населявших Иудею, либо пали на поле брани, либо были угнаны в Вавилонию… Через 70 лет персидский царь Кир, покоривший Вавилон, разрешает изгнанникам вернуться обратно. Преодолев немало трудностей, евреи восстановили Иерусалим и построили Второй Храм, освящение которого состоялось в 516 г. до н.э. Конечно, новый Дом Б-га не был столь великолепен, как Первый, - более того, в нем уже не было Ковчега Завета. Тем не менее, Храм по-прежнему являлся святыней для евреев, истово благодаривших Небеса за жизнь на родной земле! В 332 г. до н.э. Иудея, все еще бывшая частью Персидской империи, без боя сдалась Александру Македонскому, великому греческому завоевателю. Он милостиво обошелся с евреями, но после его смерти цари Сирии и Египта начали оспаривать друг у друга контроль над Иерусалимом, вместе с еврейским народом страдавшим от чужих, бесконечных войн. Последней каплей стала насильственная политика сирийского царя Антиоха Эпифана, задумавшего искоренение иудаизма. В ответ народные повстанцы под предводительством Иегуды Маккавея выбили греко-сирийцев из Иудеи, овладели Иерусалимом и очистили Храм от всего языческого, что успели оставить поработители. Страна обрела независимость и новую династию царей – Хасмонеев.
Спустя столетие Иерусалим попал под власть непобедимого Рима и его ставленников, самым известным из которых был царь Ирод, оставшийся в памяти человечества эталоном чудовищной тирании. Во времена его правления Иудейское царство достигло небывалого расцвета, хоть и утратило независимость. Ирод значительно перестроил город и Храм, придав ему великолепие, которое тот имел разве что при Соломоне, проложил новые дороги и систему водоснабжения. Однако никакая золотая клетка не могла заменить гордым и набожным евреям свободы! Поэтому в 66 г. н.э. они подняли имевшее, как оказалось, самые роковые последствия восстание, вошедшее в историю под названием «Иудейская война». С самого начала неудавшееся, оно продолжалось до весны 70-го года, когда римский военачальник Тит, сын императора Веспасиана, обратил в руины Иерусалим, уничтожил Второй Храм, а Храмовую Гору приказал распахать, чтобы стереть с лица земли саму помять об иудейской святыне. Довершил же уничтожение Иерусалима римский император Адриан в 135 году, чьи войска незадолго до этого подавили восстание Бар-Кохбы. Отныне всё напоминающее об историческом прошлом евреев, было велено предать забвению: Иудею переименовали в «Палестину», а на месте Иерусалима выросла типичная римская колония «Элия Капитолина», куда евреям вход был строжайше воспрещен.
После распада Римской империи, при византийском владычестве, Иерусалим постепенно приобретает христианский облик – в городе строится много церквей, главной из которых становиться церковь Гроба Господня, освященного в 335 году. Согласно Евангелиям, напрямую связанный с деятельностью Иисуса Христа и его учеников, город скоро становится центром христианства. В 638 году арабский халиф Омар ибн аль-Хаттаб завоёвывает Иерусалим, начиная этим многосотлетнее правление мусульман. На территории Храма (которая с римских времен оставалась городской свалкой) строится мечеть Аль-Акса, третья по значимости святыня ислама, а Иерусалим переименовывается в Аль-Кудс («Святое место»), с которого, как считается, пророк Мухаммед вознесся на небеса. Ничем не оправданная жестокость новых владык по отношению к христианам, стала одной из причин Крестовых походов, объявленных в 1095 году римским папой Урбаном II. Рыцари католической Европы были призваны освободить из рук неверных главную святыню христианского мира – Гроб Господень, и сотни закованных в броню воинов устремились в Палестину. На целый век Иерусалим стал центром королевства крестоносцев (1098-1187 гг.). При них многие мусульманские мечети были превращены в церкви (в частности, мечеть Аль-Акса стала церковью Соломона, резиденцией рыцарского ордена тамплиеров). Ни арабам, ни тем более евреям в таких условиях не приходилось ждать для себя ничего хорошего… Конец правлению европейских пришельцев положил знаменитый арабский военачальник Салладин, а его, в свой черед, сменили египтяне-мамлюки. Будучи фанатичными мусульманами, они всемерно подчеркивали исключительное значение Иерусалима для ислама, поощряя строительство мечетей и заезжих дворов для паломников. В этот период снова ставший Аль-Кудсом город превратился в центр мусульманского богословия и массовых паломничеств (XIII - XIV вв). Но, уйдя с головой в теологическую ученость, мамлюки совершенно не занимались хозяйством, поэтому Иерусалима очень быстро обнищал и приобрел дурную славу места, в котором невозможно жить. Поэтому в 1517 году его без боя уступили султану Селиму, и город на 400 лет попал под власть Османской империи. Поначалу турки проявляли большую заинтересованность в возрождении Иерусалима, активно и много строили (так, при султане Сулеймане Великолепном вокруг города была возведена новая стена, сохранившаяся до наших дней, построен водопровод, бассейны и дворцы), но вскоре охладели к нему. Для турецких властей Иерусалим стал рядовым блокпостом, руины которого оказались худо-бедно пригодны для отражения набегов полудиких кочевников-бедуинов. Потекли столетия полнейшего застоя. Иерусалим стал городком, в котором немногочисленным евреям только и оставалось, что влачить жалкое существование, плакать у полуразвалившейся Стены и умирать под нещадно палящим солнцем. Сион, частью которого является Храмовая гора, окончательно захирел, и, подобно отжившему своё глубокому старику, готовился почить навеки…
Конец турецкому владычеству, положенное победившими в Первой Мировой войне англичанами, одновременно означал пробуждение Иерусалима к жизни. На Ближнем Востоке был установлен режим британского правления, подтвержденного мандатом Лиги Наций. Казалось, евреев ждет процветание: страна восставала из вековечных руин, как ото сна, - всюду проводилось большое строительство, налаживались сети дорог, перестраивались порты, приезжие инженеры, механики и археологи делали общее дело. Однако не увенчавшиеся успехом попытки колониального правительства примирить арабских аборигенов и еврейских поселенцев, массово прибывавших в подмандатную Палестину, вынудили Англию передать этот вопрос на рассмотрение в ООН. В 1947 году Генеральная Ассамблея ООН приняла решение о ликвидации британского мандата и разделении Палестины на два государства – еврейское и арабское. 14 мая 1948 года Бен-Гурион провозгласил Израиль независимым государством со столицей в святом для евреев всего мира городе – Иерусалиме! Правда, независимость, - да и само право на существование! - израильтянам пришлось завоевывать в последовавшей на следующий же день войне со всем арабским миром. Результатом этой войны стало, в частности, разделение Иерусалима: древняя, восточная часть, где расположена главная иудейская святыня, - Стена Плача, - отошла под контроль Иордании. Еврейское же государство контролировало лишь Новый город, выстроенный всего век назад, куда 13 декабря 1949 г. был переведен Кнессет и правительственные учреждения. В соглашении о перемирии арабы обязались разрешить евреям посещать свой сектор и молиться, но это никогда не соблюдалось. Израильтяне не имели доступа в Старый Город, более того, жители Нового Иерусалима постоянно подвергались опасности обстрела с арабской стороны. В 1967 году конфликт между Израилем и его арабскими соседями вновь перерос в войну, названную позже «Шестидневной». За два дня ожесточенных боев Армия Обороны Израиля захватила иорданские позиции в Восточном Иерусалиме, а днем позже победоносно штурмовала Старый город. Так, спустя более двух тысячелетий древняя город-святыня, как в библейские времена, вновь стала единой столицей нашего государства!
продолжение статьи можно прочитать тут