Амулеты, обереги и талисманы
«Если оболочка красивая, а внутри пусто, то это уже неизлечимо». Мудрая мысль
В седьмой части мы говорили о множестве миров, которыми оперируют Каббала. Напомним, что их – немного-немало – сорок, и они объединены в четыре великие «мировые цепи» (четыре Мира): «Ацилут» – Безграничный Мир Сияния (Спасения), «Бриах» – Ангельский Мир Созданий, «Ецира» – Иерархический Мир Творений, и, наконец, «Ассиах» – Мир Вселенских Стихий, воспринимаемый органами чувств человека физический мир
«Человек - о, как же это много!
Как же это мало - человек!».
к/ф «Простодушный»
Как было выше сказано, множество миров отделяют «Эйн-Соф» от нашего мира, в котором, как в зеркале, отражаются идеальные образы высших, духовных «вселенных». Но каково место во всем этом занимает человек – венец творения и царь природы, тот, ради которого, согласно Торе, Всевышний и создал мир?Ответ дает Каббала: согласно основополагающей доктрине, человек, как таковой, вне зависимости от половой, национальной, расовой или религиозной принадлежности, принадлежит одновременно ко всем мирам – и именно в том его уникальность по сравнению со всеми остальными Б-жьими созданиями.
«… позади, внизу – слишком далеко внизу – мальчик проговорил:
«[…] Есть и другие миры, не только этот».
С. Кинг, «Стрелок» (цикл «Темная башня»)
Очевидно, что мир Каббалы настолько глубок и сложен, что верующие евреи изучают его всю жизнь, однако слишком многие не познали его до конца, с самокритичной прямотой признавая, что удостоились лишь «стоять на пороге», у подножья великой лестницы, устремленной в фантастические сполохи неба.И не мудрено, ибо, кроме прочего, Каббала имеет развитую и сложную, как она сама, систему космогонии, рассказывающей о множестве миров, берущих начало в непознаваемом «Эйн-Соф», о котором мы говорили ранее.
«Окружающий нас мир –
это мир простых фигур и линий».
Мудрая мысль
Разобравшись, насколько возможно полно, с цифрами и буквами в Каббале, осталось вникнуть в суть последнего из ее составляющих: в тайны трех простых геометрических фигур: треугольника, квадрата и окружности.При всей внешней простоте, они, как совершенно понятно, вовсе не такие, какими кажутся на первый, непросвещенный взгляд. Начнем с треугольника, с самого, по мнению каббалистов, значимого символа, олицетворяющего «Великую триаду»: единство духа, души и тела.
Получив первичные знания, перейдем непосредственно к буквам, каждая из которых, можно сказать, одновременно пребывает в трех мирах: Б-жественном, умозрительном и материальном. Каждая буква сама по себе определенным образом влияет на эти миры (тем более, в сочетании с другими буквами), представляя часть некой единой конструкции, подобно камню в высокой и неподвластной разрушению временем пирамиде.
«Буквы могут в слова превращаться,
Если с ними уметь обращаться»
Грамотей, старая сказка
Поговорив о цифрах, логично перейти к буквам еврейского алфавита, который, как было выше сказано, является, без преувеличения, отправной точкой для всей Кабалы, как мистического учения.
Напомним, он состоит из 22 букв, размещенных в отнюдь не случайном порядке (который сам по себе – предмет многовековых споров мистиков). Каждая буква по своему положению соответствует числу, по форме – иероглифу, а по соотношениям с другими буквами – символу.
Когда мы более-менее разобрались с составляющими знаков Каббалы, пришло время объяснить, что означает каждый из них, и каково его место в общей структуре еврейского мистицизма.
Насколько можно понять, не слишком вдаваясь в детали (ибо, напомню, настоящая Каббала – только для посвященных людей, посвятивших всю жизнь изучению этих тайн), различие между цифрами и буквами состоит в том, что первые выражают сущность Б-жества в объективной эманации (иначе говоря – прямые лучи б-жественного света, наполняющие этот мир), а буквы – субъективные самоопределения Б-жества (лучи отраженные и преобразованные в те или иные конкретные формы (если угодно, протоформы, «идеи» Платона)).
«Проникая в Каббалу, исполняешься восхищением, видя логическую доктрину, простую и в то же время всеобъемлющую».
Альберт Пайк
А теперь – самое главное: о том, что же такое, собственно, Каббала. Но перед этим хотим еще раз предупредить: учение это – из тех, куда посторонним ни в коем случае нельзя совать носы – там их очень легко потерять… Итак, в обобщенном и легкодоступном изложении, Каббала разделяется на умозрительную («каббала-июнит»
«В каббале самосознание человека достигает вершины».
Н. А. Бердяев, «Философия свободы».
Мистицизм, эзотерика, магия… Есть ли в них что-то общее с религией, с нами, людьми, или это все суета сует, модная «фишка» голливудских звезд разной величины и то самое «томление духа» от которого никакого толку?Конечно, есть – и это ее величество Каббала, если кратко – мистическое учение и магическая практика иудаизма, первоначально сохранявшаяся только устным преданием (само название: «каббала» – досл. «принятие», «предание»).
Большинство из вас наверняка обращали внимание на красную нить, которую носят на левом запястье большинство представителей современной молодежи. Такая красная нить является символом не только древнееврейской каббалы, но и восточного буддизма. В чем сходства и различия этих двух эзотерических направлений в использовании красной нити?