КАББАЛА ДЛЯ НАРОДА. ЧАСТЬ ВОСЬМАЯ
«Человек - о, как же это много!
Как же это мало - человек!».
к/ф «Простодушный»
Как было выше сказано, множество миров отделяют «Эйн-Соф» от нашего мира, в котором, как в зеркале, отражаются идеальные образы высших, духовных «вселенных». Но каково место во всем этом занимает человек – венец творения и царь природы, тот, ради которого, согласно Торе, Всевышний и создал мир?
Ответ дает Каббала: согласно основополагающей доктрине, человек, как таковой, вне зависимости от половой, национальной, расовой или религиозной принадлежности, принадлежит одновременно ко всем мирам – и именно в том его уникальность по сравнению со всеми остальными Б-жьими созданиями.
Простейшая аналогия состоит в том, что человек живет одновременно в двух мирах: «земном» и «небесном», но, мало того, что эта аналогия хромает (как, впрочем, и все аналогии), она еще и не дает реального представления о порядке вещей. А он таков, что человек – создание многогранное и многостороннее: телом и чувственной частью души (ивр. «нэфеш») он обитает в низшем мире явлений, известном, как «Ассиах». Своей способностью к волеизъявлению и деятельному началу («руах») он – в мире «Ецира», а высшим идеальным духом, тем, что понимается под «духовностью» («нешама») – в мире идеальных сущностей, «Бриах». Однако, это не все, ибо в человеке есть высокое начало, теснейшим образом связывающее его с самим Б-гом – абсолютное единство («иехида»), возводящее человека на степень непосредственног
Принадлежа, таким образом, ко всем мирам, человек непосредственно, так сказать, на жизненном уровне, имеет удел только в низшем материальном мире, играя роль «моста», соединяющего низший мир с миром б-жественным.
Это прямым образом вытекает из учения Каббалы, в котором человек предстает во всем многообразии своих телесных и душевных качеств. Вместе с тем, для еврейских мистиков человек – «сверхприродный» субъект, размышляя о котором, мыслители сделали открытие: глубокое постижение «физического человека» предполагает осмысление и его б-жественной природы.
Главная тайна человека – это, конечно, природа его связи с Всевышним, ощущаемой, как очевидно, на чувствах, далеко выходящих за пределы известных нам. Но и это не всё: не меньшая по глубине тайна – это двойственная природа самого человека, который, представляя собой песчинку в бесконечной Вселенной, вбирает эту самую Вселенную самой крохотной частицей своего разума.
По мысли каббалистов, микрокосмос человека и макрокосмос Вселенной образуют два мира, не просто теснейшим образом связанные, а подобные по структуре, из чего делается непреложный вывод: изучая природу человека с помощью умозрительных методов, мистического озарения и сверхчувственног
Таким образом, Каббала указывает на самую сильную сторону человека – на его, если можно так выразиться, космичность: все происходящее в человеке накладывает свой отпечаток на всю Вселенную, ибо душевные стихии человека – поистине космичны, а в нем самом можно открыть все «наслоения» миров, какие только существуют по воле Г-сподней.
Но какой из этого можно сделать вывод, кроме того, что человек – это малая Вселенная, включающая в себя все качества большой Вселенной? Ответ опять-таки в Каббале: человек должен развиваться на духовном уровне, чтобы достичь ощущения себя как части мироздания. А, осознав это, влиять на свой, земной мир так, чтобы изменить свою жизнь к лучшему!