КАББАЛА ДЛЯ НАРОДА. ЧАСТЬ СЕДЬМА
«… позади, внизу – слишком далеко внизу – мальчик проговорил:
«[…] Есть и другие миры, не только этот».
С. Кинг, «Стрелок» (цикл «Темная башня»)
Очевидно, что мир Каббалы настолько глубок и сложен, что верующие евреи изучают его всю жизнь, однако слишком многие не познали его до конца, с самокритичной прямотой признавая, что удостоились лишь «стоять на пороге», у подножья великой лестницы, устремленной в фантастические сполохи неба.
И не мудрено, ибо, кроме прочего, Каббала имеет развитую и сложную, как она сама, систему космогонии, рассказывающей о множестве миров, берущих начало в непознаваемом «Эйн-Соф», о котором мы говорили ранее.
Попробуем разобраться – получая из этого краткого очерка если не полные знания (что в принципе невозможно!), то хотя бы ниточку мысли в лабиринте, идя по которой – десятилетиями напряденного духовного труда – можно, если очень повезет, прийти к тому самому подножью лестницы.
Итак, согласно Каббале, кроме, собственно, нашего мира (в узком смысле – планеты Земля, в более широком – Солнечной системы (не важно – гелио- или геоцентрической)
Таким образом, налицо имеются:
- первый уровень (первые десять миров) – «Ацилут» – Безграничный Мир Сияния (Спасения), находящийся в непосредственной близости (иные говорят, почти в единстве) с «Эйн-Соф»;
- второй уровень (вторая десятка миров) – «Бриах» – Ангельский Мир Созданий, область творческих идей и живущих ими чистых духов;
- третий уровень (третий десяток миров) – «Ецира» – Иерархический Мир Творений, область душ и наполненных ими живых существ, включая людей;
- и, наконец, четвёртый уровень (последняя десятка миров) – «Ассиах» – Мир Вселенских Стихий, сфера материальных явлений, воспринимаемый органами чувств наш физический мир
Связь с Торой здесь также присутствует, причем, самая непосредственная
Эти Миры не разделены между собою внешне, а как бы включены друг в друга, подобно концентрическим кругам. При этом предназначение низших миров реализовать на физическом уровне то, что содержится в высших мирах на уровне идеалов. Одновременно с этим, существа и явления (за неимением лучшего, назовем их так) высших миров, воспринимая из «Эйн-Соф» Б-жественные влияния, передают их низшим, служа, таким образом, каналами или «сосудами» (келим) благодати, без которой не могла бы существовать Вселенная.
Точно такие же «отношения» существуют и внутри каждого из четырех «мировых цепей»: только в них роль каналов и релизирующих начал играют т. н. «сферы». Их, как мы говорили выше, десять; при этом каждая «Сфера» «вложена» в предыдущую и, в свою очередь, является вместилищем последующей, наподобие матрешки, если нам будет позволена такая простецкая аналогия.
Причем, вся эта сложная система нисколько не противоречит теории «сфирот», о которой мы говорили в третьей части. Более того, есть несколько мнений о взаимосвязи этих систем: одни каббалисты говорят, что сфироты «обнимают» четыре Мира, содержа их внутри себя, другие – что сфироты проходят единой «линией» сквозь вышеописанные Миры, как кровеносная система сквозь человеческое тело, питая его и являясь необходимой частью организма.