29.08.2012
3212
Раскопки в городе Давида
Небольшая по площади территория между южной стеной Древнего Города Иерусалима и тем местом, в котором в данное время проводятся раскопки Города Давида именуется "Офель". Само слово "офель" происходит от слова "возвышенность".
Изначально, как предполагается, здесь располагался дворец царя Соломона, который возвышался над городом. В те давние времена, чем знатнее и богаче был род, тем выше находился его дом. Современные исследования указывают на то, что часть Офеля, которая примыкает к современной южной городской стене - она также называется южной стеной Второго Храма - представляет из себя искусственную засыпку.
Видимо, первоначально склон в этом месте был значительно круче и ландшафт сровняли, для того чтобы получить возможность застроить и эту часть. Судя по всему, это, то самое место, которое авторитетный ТАНАХ и именует "Мило" - "Заполнение", которое сделано легендарным царем Соломоном. В 3-й книге Царств, глава 9-я, стих 15-й: "Вот распоряжение о той подати, которую наложил царь Соломон, для того чтобы построить храм Господень, а также дом свой, стену Иерусалимскую, и Мило, Гезер и Хацор, и Мегиддо."
Позже, по-гречески Офель стал называться Акрополис. Стоит отметить, что весь южный склон города представлен остатками построек времен Второго Храма, а также более поздних, где и в настоящее время ведутся интенсивные раскопки. В это место можно попасть через сторожевую комнату, которая у Мусорных ворот (вход в нее платный), а затем спуститься вниз, к нужной нам южной стене Храма. В период Первого и Второго Храмов в этом месте стояли административные здания города, после них была масса различных перестроек, а камни сохранившихся построек иродианских времен применялись для омеядского строительства, оно и представляет нам самый верхний культурный слой.
Постройки иродианского типа отличаются крупными размерами камней, качественно отделанных и лежащих в сооружениях крест-накрест. В этом месте был обнаружен камень с загадочной надписью "к месту трубления", который в данный момент находится в Музее Израиля. Камни в стене Храма имеют размеры около 5 в толщину и 10 метров в длину, средний вес таких камней - от 35 до 60 тонн. В западной стене, неподалеку от ее юго-западного угла уцелел каменный кронштейн-опора моста, он когда-то приводил в Храм и который в настоящее время называется "арка Робинсона" по имени описавшего ее английского ученого Эдуарда Робинсона в 1838 г. В 1867 году англичане Вильсон и Уоррен обнаружили основание колонны напротив арки.
Исследователи считают, что эта колонна должна была удерживать мост, ведущий в Храм. Позднее была обнаружена находящаяся параллельно западной стене целостная система из семи арок, в которой каждая следующая арка выше предыдущей по направлению на север. Видимо, данные арки должны были поддерживать целиком пролет лестницы, которая ведет к арке Робинсона, и через которую неоднократно поднимались на тройной портик - базилику, которую построил Ирод в южной части Храма.
В этом месте также сохранились остатки стен складов и магазинов, что дает основание предполагать, что здесь находился крупнейший иерусалимский рынок. Рядом с аркой Робинсона найдена нанесенная надпись на стене ивритским шрифтом, которая гласит: "И когда ты увидишь сие место возрадуется сердце твое, а кости твои расцветут, как свежая зелень" (Исайя 66:14).
Севернее успешно сохранился участок улицы иродианской эпохи шириной около 10 метров, которая проходит параллельно стене Храма. Еще севернее нее - арка Вильсона, о которой мы сообщали ранее. Комплекс представляет собой часть иродовских сооружений по укреплению Храмовой горы, а также имеет подземные ходы, тесно связанные со Стеной. Поверх этой арки в те времена проходил мост над Серапионом, который соединял верхнюю и нижнюю части древнего города. Внешняя окантовка арки - эпохи крестоносцев. С юго-западного угла стены с восточной стороны располагается большое пространство, на котором проводятся раскопки квартала времен конца периода Второго Храма.
В этом месте сохранилось также множество остатков роскошных дворцов омеядских халифов, которые были уничтожены во время правления Фатимидов. Снизу - остатки византийских времен, а еще глубже и далее - от этой стены Храма до города царя Давида - раскопки служебных и жилых зданий времен Второго Храма. В совокупности здесь насчитывается до 30 культурных слоев - самых разных народов и времен. Вполне вероятно, что именно здесь стояла легендарная цитадель Акра, построенная Антиохом еще во 2 веке до н.э. и разрушенная Шимоном Хасмонеем. Эта цитадель не найдена, что впрочем не удивительно, так как по описанию Флавия, она была разрушена до основания, включая фундамент, а также часть горы под ней.
Но сохранились остатки многочисленных ритуальных бассейнов - микв, которые находились перед входом в Храм. По преданию, прежде чем войти на любое святое место, необходимо было всем пройти ритуальное омовение. Осталось также множество руин жилых и административных зданий, постоялых дворов для тех, кто приходил в Храм принести жертву в честь праздника, жилые комплексы, принадлежавшие людям принявшим иудаизм, вместе с царицей Еленой из Адиабены.
Турецкая стена, которая входит в Храмовую стену под прямым углом, рассекает на две части двойную структуру основных храмовых ворот, которые называются Крысиные или ворота Хульды, в честь имени похороненной здесь пророчицы. О Хульде, есть упоминания в ТАНАХе, она жила во времена еврейского царя Йосии в 7 в. до н.э. По утверждению Священного Талмуда была последовательницей пророка Иеремии. Правая часть заложенных ворот содержит трех арочную структуру. Эти ворота, выстроенные Иродом, не упоминаются в письменных источниках и были обнаружены археологами. Уже восстановлены ступени, которые в былые времена вели к этим воротам, в самое аутентичное место Храма.
Турецкая стена, которая входит в Храмовую стену под прямым углом, рассекает на две части двойную структуру основных храмовых ворот, которые называются Крысиные или ворота Хульды, в честь имени похороненной здесь пророчицы. О Хульде, есть упоминания в ТАНАХе, она жила во времена еврейского царя Йосии в 7 в. до н.э. По утверждению Священного Талмуда была последовательницей пророка Иеремии. Правая часть заложенных ворот содержит трех арочную структуру. Эти ворота, выстроенные Иродом, не упоминаются в письменных источниках и были обнаружены археологами. Уже восстановлены ступени, которые в былые времена вели к этим воротам, в самое аутентичное место Храма.
Дорога ведущая в Храм через данные ворота далее "ныряла" под портиком и проходила под землей, затем выходила прямо к храмовой площади. Сама структура ворот говорит, о том, что одна половина применялась для входа, а вторая для выхода, а сдвоенность, строенность каждой половины - вероятно для "чистых" и "нечистых" - здоровых и больных — различными кожными заболеваниями, которые по мнению иудаизма являются в некоторой степени неприкасаемыми. Западная часть ворот Хульды была обнаружена еще в омеядские времена и именовалась тогда воротами Пророка. Над ними имеется латинская надпись, посвященная Титу. Основаны они были, по всей видимости, в турецкие времена. Восточная часть ворот также носит следы омеядской перестройки. В эпоху Второго Храма они использовались как основные. Центральный портал этих ворот выше двух боковых. Около них при раскопках обнаружены ниши для свечей в остатках некоего подземного прохода. В эпоху Второго Храма здесь проходила дорога вплоть до восточного угла южной стены.