Христианство и иудаизм
Отношения между иудейством и христианством являются особенными, не похожими ни на что в области теологии. Христианство, вытекая из иудаизма, доказывает, что оно заслуживает того, чтобы говорить с Всевышним на правах настоящего наследника избранного народа. При этом подчеркивая, что истоки его находятся в еврейском религиозном поле.
Попробуем собрать кратко (насколько это вообще возможно в таком глубоком и сакральном вопросе) основные фундаментальные вещи, являющиеся водоразделом в споре двух великих религий.
Смысл или религиозная интерпретация понятия «Мессия»
Еврейские пророки говорят о том, что день пришествия Мессии ознаменует собой новую эпоху, связанную с переменами общественного и международного мироустройства. Прекращение вражды между людьми, окончание войн, воцарение мира – основные приметы наступления мессианской эры.
Христиане ждут прихода Мессии дважды. Целью их является искупление первородного греха. Здесь не имеются в виду явления внешнего мироустройства. Христианское Спасение – более мистическая вещь, внутренне не связанная с социальными процессами.
Отличие этих концепций заставило кардинально разойтись дороги еврейского и христианского народов.
Миссионерство
Христианство на протяжении веков занималось делом вовлечения в свою религию людей «во спасение души». Иудейство не предполагает миссионерства.
Догмат о непорочном зачатии Марии
Христиане ссылаются на пророчества иудейского пророка . Однако перевод с иврита истолкован христианскими переводчиками по мнению иудейских раввинов вольно. Оно переводится не как «Дева», а как «Молодость», Юница». Как видно из их рассуждений рождение человека под именем Иисус является вполне нормальным, лишенным мистической подоплеки.
Поклонение Богу в образе человека воспринимается евреями как идолопоклонство
Иудейская религия не принимает никакого воплощения Бога ни в каком осязаемом образе. Здесь пролегает еще одна пропасть между двумя религиями. Иисус – человек - заступник для христиан, которого можно молить, надеяться. Он в свою очередь попросит Творца о помощи. Для евреев эта концепция совершенно невозможна, т.к. в своих мольбах они обращаются напрямую к Богу, понимая свою личную ответственность за совершенные поступки. Посредников здесь нет.
Сознание личной ответственности превалирует над желанием иметь более человечного и сострадательного Бога
Учение о Троице вступает в противоречие с четким монотеизмом иудейской религии.
«Дела или вера»?
Иудейская религия настаивает, что дела людей превыше веры. Человек спасется своими благими делами. Христианская концепция о приоритете веры звучит как «Спасение души посредством веры». Т.е. грехи искупаются посредством веры в Иисуса.
Христиане призывают «любить своих врагов», евреи настаивают, что любовь должна быть иерархической, т.е. более всего ты должен заботиться о своих близких и любить их.
Христианский мир следует путем разницы между сферами "духовной" и "мирской жизни». В иудаизме все области деятельности привязаны к религии.
Идея первородного греха
Христианство рассказывает о врожденной греховности человека, унаследованной от Адама. Спасение может принести только вера в Искупителя. Иудеи же наделяют человека способностью противостоять греху своими поступками, и в силах самого человека спастись или погибнуть.
Таковы основные противоречия, которые нет смысла преодолевать. Смысл в том, чтобы взаимное уважение позволило религиям и народам сделать мир лучше и светлее. Не мешая друг другу.