12.06.2011
3259
История Иерусалима № -2
ИЕРУСАЛИМ. Часть вторая. ЕВРЕЙСКАЯ СВЯТЫНЯ
За веками проходили века, бесследно исчезали империи, провозглашавшие себя вечными, а жалкие деревушки превращались в столицы государств, охватывавших полмира, уходили в небытие и появлялись из него же народы, языки, религии, моды, искусства и науки, но во все времена поднявшийся на Масличную гору [I][1] благочестивый паломник бывал вознагражден небывалым зрелищем: перед ним, как на ладони, представало сердце вечного, святейшего Иерусалима – Старый город. Воздав благодарения Б-гу за удачно завершенный многотрудный путь, паломник спускался в город, еще на подходе с головой окунаясь в неповторимую атмосферу особой таинственности и не проходящего восторга волшебной сказки.
Действительно, посещение Старого Иерусалима – это всегда, во все времена было, есть и, с Б-жьей помощью, будет потрясающим событием, - не важно, пришел ли человек сюда впервые, или бывали уже много раз! Узкие мощеные улочки Старого города, источенные временем колонны, древние стены с многочисленными аркадами наполняют пришельцев ощущением возвышенной нереальности происходящего. Здесь, как поется, «перепутались кварталы и эпохи», по этим отполированным миллионами ног чуть ли не до зеркального блеска улицам проходили цари и рабы, воины и паломники, торговцы и нищие, в разные времена видевшие как строились Первый, а позже и Второй Храмы [II], как был распят Иисус Христос и как вознесся в небо пророк Мухаммед… Контрасты, каких нельзя встретить ни в одном другом городе мира, придают Иерусалиму неповторимый, уникальный облик. С поистине опереточной частотой здесь чередуются старые дома и современные многоэтажные здания, шумные восточные базары и чопорные, сверкающие тонированным стеклом торговые центры, ослы и верблюды мирно соседствуют с дорогущими иномарками, а «нагромождение» храмов и святынь не дает пресытиться даже самому взыскательному туристу! О разнообразии одежд местных жителей впору слагать баллады: черные лапсердаки и шляпы, монашеские рясы, бело-полосатые халаты, старательно потертые джинсы и элегантнейшие костюмы… прибавьте к этому почти ежечасный перезвон церковных колоколов, протяжные призывы муэдзинов с вершин минаретов, зазывания сотен торговцев и «птичий» галдеж тысяч детей.
Всё это – Старый город, который, не превышая по площади один квадратный километр, и обнесенный толстенными стенами XVI века, скрывает в себе почти все наиболее почитаемые еврейские святыни! Главной и самой известной из них является, без сомнения, «Стена плача» (на иврите «Котэль Маарави» - «Западная Стена») [III] – единственное сохранившееся до наших дней напоминание о величественном Иерусалимском Храме. Сложенная из рядов гладко обтёсанных камней, она, строго говоря, не является святыней сама по себе, но имеет значение именно как единственное, что осталось от бывшего средоточия духовной жизни еврейского народа. Свое всемирно известное название «Стена Плача» получила оттого, что столетиями сюда приходили тысячи глубоко и искренне верующих евреев, чтобы оплакивать разрушение святыни, изгнание некогда великого народа, вымолить у Господа Б-га прошение, возвращение разбросанных по всему свету на родину и возрождение Иерусалима!
Площадь перед Стеной плача расположена на части рукотворной «долины сыроваров», насыпанной по приказу царя Ирода Великого для проведения работ по капитальной реконструкции и расширению Храма. Кроме множества иудеев, на ней ежедневно можно встретить паломников и туристов самых разных национальностей и вероисповеданий, приезжающих для того чтобы увидеть Стену Плача, прикоснуться к святыне и оставить записку с просьбой к Всевышнему между древних камней. Считается, что это – наиболее прямой и эффективный способом обращения к Б-гу, причем, отнюдь не только для евреев. Авторитетнейшие представители мировых конфессий единогласно утверждают, что чудодейственная сила Западной стены в равной степени распространяется на всех людей. С середины XIX века и по сей день непосредственно у Стены плача производятся археологические раскопки, представляющие большой научный интерес. Наиболее известными открытиями являются «арка Вильсона» (часть моста, соединявшего Храмовую гору с Верхним городом), «ворота Барклея» иродианского периода, огромный «акведук Уоррена» и Царская галерея, откуда начинается самая древняя из раскопанных улиц Иерусалима, - обе они фигурируют в знаменитом романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Из Старого города ведут восемь ворот, - Дамасские (они же Шхемские), Яффские, Сионские (ворота Давида), Мусорные, Львиные, Ирода (они же Цветочные), Новые и Золотые [IV], - каждые из которых по-своему уникальны, прекрасны, полны старинных загадок и заслуживают отдельной статьи. Не менее известными достопримечательностями, напрямую связанными со славным историческим прошлым еврейского народа, являются Цитадель и Град (Город) Давида. Интересно, что древняя крепость названа так в духе народных традиций, по всей видимости, не имея ничего общего с великим библейским царем. Действительно, этот комплекс оборонительных сооружений, был построен уже во времена Хасмонеев. Впоследствии, на полуразрушенном фундаменте, Ирод приказал возвести цитадель для защиты своего дворца, ставшую мощнейшим оборонным пунктом Старого города. Бурные века и многочисленные завоеватели не прошли бесследно: до наших дней сохранился иродианский фундамент и нижняя часть одной из трех больших башен. Столетиями сменявшие друг друга хозяева города, - римляне, византийцы, арабы, крестоносцы, турки, - улучшали, достраивали цитадель Давида, пока она не приобрела свой современный вид: две четырехугольные башни, соединенные стеной с высящимся над нею минаретом. По мнению подавляющего большинства историков, гробница Давида не является достоверным местом захоронения библейского царя. Тем не менее, многовековые народные предания настаивают на обратном. К огромному каменному саркофагу, накрытому расшитым бархатным покрывалом, ежедневно приходят верующие евреи, туристы и паломники, а во время празднования Дня Независимости Израиля на него возлагают серебряные короны, по числу лет существования еврейского государства. Град (Город) Давидов находится на невысоком холме Офел, и является древнейшей частью Иерусалима. Именно здесь царь Давид приказал основать новый город, вплотную граничащий с завоеванным Иевусом. В ходе проведенных археологических раскопок выяснилось, что город строился на искусственных террасах, поддерживаемых мощными стенами, остатки которых, - толщиной около 2,5 метров, - обнаружены на восточном склоне холма. Ученым удалось найти остатки зданий, относящихся к эпохе иудейских царей и ко времени возвращения евреев из вавилонского пленения.
К наиболее значимым здешними достопримечательностям относятся Силоамский пруд, сооруженный иудейским царем Езекией для водоснабжения древнего Иерусалима, и пещерный источник Гихон (он же «Фонтан Марии»), доступ к которому имел жизненно важное значение во время осады. Нынешняя территория Града Давида простирается примерно от Мусорных до Сионских ворот, через которые легче всего попасть в Еврейский квартал, примыкающий Армянскому [V], а на севере, - в районе Стены плача, - граничащему с Мусульманским кварталом [VI]. Расположенный в юго-восточной части Старого города, он – самый маленький из всех четырех кварталов, занимающий всего 15% площади Старого города. На месте нынешнего Еврейского квартала во времена Второго Храма была территория Верхнего города, заселенного по преимуществу знатью. Веками еврейская община ютилась по восточному склону Сионской горы, а когда в конце XIX - начале XX века началось строительство новых кварталов за пределами стен Старого города, местные жители «откочевали» туда. Выливавшаяся в погромы напряженность в отношениях с арабами, ускорили исход, так что, к моменту образования государства Израиль, численность евреев в их собственном квартале сократилась до 1700 человек. После воссоединения Иерусалима, городские власти приняли решение воспользоваться сложившейся ситуацией и предоставить возможность археологам провести раскопки в Старом городе прежде чем приступить к восстановлению старого и строительству нового Еврейского квартала. Благодаря этому стали возможны широкомасштабные археологические раскопки на пока незастроенных площадях и тщательные исследования фундаментов и стен зданий, подлежащих реконструкции. Очень скоро выяснилось, что квартал богат историко-архитектурными достопримечательностями, среди которых особое место занимает комплекс «Четырех синагог», находящегося на площади Тиферет Иерушалаим. Построенные в XVI веке сефардскими евреями, они были центром общины выходцев из Испании и Португалии. На протяжении веков здесь главный раввин сефардов посвящался в сан, становясь «Ришон Ле-Цион» («первый в Сионе»). Сами же синагоги носят имена великих еврейских пророков, мыслителей и городов, где обитали процветающие общины: «Бен-Заккай», «Илияhу», «Истамбул» и «Эмцаи». Кроме знаменитых синагог, - таких как «РАМБАМ» (названной в честь великого религиозного мыслителя Маймонида) или «Хурва» (дословно, «руина»), - здесь находится «Археологический сад» с его впечатляющими остатками крепости крестоносцев, и лестницами, в несколько маршей ведущими вниз к Стене плача.
Отсюда открывается великолепный вид на раскопки у стены, ограждающей Храмовую гору. По другую сторону от лестницы возвышаются монументальные здания йешив (духовных училищ) «hа-Котэль» и «Порат Йосеф», отличающееся современной, даже в чем-то модернистской архитектурой. Почти в самом центре Еврейского квартала, словно прекрасная роза в густых зарослях, скрывается уникальная археологическая находка – «Кардо», главная улица римской колонии Элиа-Капитолина, построенного на месте разрушенного Иерусалима. Раскопки, снявшие более 4 метров грязи, лома и мусора, дают возможность воссоздать облик улицы, разделенной двумя рядами колонн на три полосы, вымощенных каменными плитами. Боковые полосы были защищены от дождя и зноя натянутыми между колоннадой и стенами навесами, а центральная, куда был строго запрещен доступ пешеходов, оставалась проезжей. Сейчас это – пешеходная зона с современными фонарями и нарядными витринами магазинов, модная торговая улица, соседствующая с восточным базаром. Неподалеку от Кардо расположен «Музей еврейского квартала», в котором на уникальном, граничащим с фантастикой, оборудовании демонстрируются аудиовизуальные программы-лекции, повествующие об истории района со времени Израильского царства до наших дней. В нескольких шагах от музея находится «Мемориал памяти бойцов», погибших при обороне квартала в ходе войны за Независимость. Как было сказано, с воссоединением Иерусалима началось интенсивное восстановление и реконструкция знаменитых синагог и ешив, строительство множества новых частных и общественных зданий на месте полностью разрушенных. В конечном счете, Еврейский квартал был восстановлен, и свыше шести тысяч евреев снова получили возможность жить там. Прежде всего, это касалось семей, живших в квартале до того, как в 1948 г. они были изгнаны иорданскими властями. Вскоре здесь обосновались и художники, которым пришлись по вкусу живописные переулки. Сегодня Еврейский квартал - настоящий лабиринт переплетающихся между собой улочек и переулков с домами своеобразной архитектуры - является одним из наиболее привлекательных (но и наиболее дорогих) жилых районов города!
[1] По возможности краткие описания достопримечательностей Иерусалима (в виде отдельных "миниатюр") приведены в приложении к основной статье, - «Jerusalem-02-JS-mini», - где они проходят под соответствующими номерами.
Краткие описание можно прочитать тут
Краткие описание можно прочитать тут