24.07.2011
15377
Пригороды Тель-Авива
ТЕЛЬ-АВИВ. Часть третья. ПРИГОРОДЫ
Тель-Авив – не просто город, пусть и один из крупнейших в Израиле. Это – настоящий мегаполис, окруженный маленькими городками, как заботливая мама-курица цыплятами. Вместе они образуют на побережье Средиземного моря крупнейшую агломерацию (компактное скопление населённых пунктов) страны с населением приблизительно 3,2 миллиона человек – Гуш-Дан. Каждый «цыпленок» имеет не только собственное имя, - Бат-Ям, Бней-Брак, Гиватаим, Холон, Рамат-Ган и пр. городки так называемого «Первого кольца», - но и неповторимое своеобразие, не говоря уже о достопримечательностях. Конечно, в этом отношении им далеко до своей «наседки», но кое-чем может похвастаться практически все… Итак, начнем, благословясь.
Бат-Ям (досл. «дочь моря», «русалка» [1]) находится на самом берегу Средиземного моря, одновременно вплотную примыкая к Яффо. Еврейские поселенцы начали здесь селиться еще в первой четверти прошлого века. В 1929 году из-за спровоцированных арабами беспорядков поселенцам пришлось покинуть свои земли, куда евреи смогли вернуться только пять лет спустя. Статус города был присвоен Бат-Яму в 1958 году, и сейчас здесь живет ок. 150 тысяч человек. Бат-Ям является одним из красивейших туристических городов Израиля, по праву славящийся своими пляжами, семейными и курортными гостиницами. Вдоль набережной высятся современные отели, из окон которых открывается неимоверно прекрасный вид на Средиземное море. Знаменитая набережная Бат-Яма прилегает к большому городскому парку – наилучшему месту отдыха туристов и израильтян. Многочисленных отдыхающих привлекает трехкилометровая курортная зона, декорированная тропической растительностью и ведущая к пляжам, отличающимся чистотой и безукоризненным обслуживанием. Плавательные бассейны для детей и для взрослых, спортивные клубы, теннисные корты, кафе и рестораны гостеприимно распахивают двери перед туристами со всех стран мира. Жизнь Бат-Яма бурлит с утра до вечера: днем царит спорт на море и на суше, а с наступлением темноты эстафета передается дискоклубам, барам и ночным увеселительным заведениям
[2]! Бней-Брак географически расположен в 5 километрах к северо-востоку от центра Тель-Авива, граничит с Петах-Тиквой, Гиватаимом, Рамат-Ганом, и является самым густонаселённым город в Израиле (около 20 тысяч жителей на кв. км). Более всего Бней-Брак был связан с премудрым рабби Акивой [3], который жил в этом городке и преподавал своим многочисленным ученикам. «Следуй за мудрецами в ешиву к рабби Акиве в Бней-Брак» (Вавилонский Талмуд). В настоящее время центральная улица Бней-Брака, - несколько километров лавочек и ресторанчиков, - называется улицей рабби Акива. В подавляющем большинстве магазинов торгуют предметами прямо или косвенно связанными с еврейским религиозным культом. «Форменная» одежда, особые виды одеяния, кипы, священные книги, свечи, шофары, бокалы для освящения вина, и прочие необходимые или просто красивые и нужные предметы для проведения синагогальных служб, а, как время приходит, то и праздничные... Бней-Брак основан в 1924 году хасидами[4]-выходцами из Польши, во главе которых стоял Ицхак Герштенкорн, который и стал первым местным мэром. Статус города Бней-Брак получил в 1950 году, и по сей день является крупнейшим центром хасидизма. Здесь находятся многочисленные иешивы и более двухсот синагог, многие из которых возглавляются цадиками [5]. Соперничать с Бней-Браком в этом отношении может только разве что Иерусалим! Как совершенно очевидно, население города состоит почти исключительно из ультрарелигиозных евреев, пунктуально выполняющих все предписания иудаизма, что придает городу более чем своеобразный колорит.
Гиватаим (досл. ивр. «Два холма») - город, расположенный к востоку от Тель-Авива, - был создан в 1922 году пионерами Второй Алии [6], которые по праву могут гордиться своим детищем, ставшим домом для почти 50 тысяч человек. Двадцать два репатрианта, возглавляемые Давидом Шнайдерманом, приобрели 300 дунамов (ок. 75 акров) земли на окраине Тель-Авива под застройку, создав Борохóв – первый рабочий район в еврейской Палестине, названный в честь основателя партии сионистов-пролетариев. С течением времени, стали развиваться другие районы, возникавшие в период с 1933 по 1936 гг. В августе 1942 году они были объединены, а через 17 лет Гиватаим был объявлен городом. По современным меркам, местный жизненный уровень и образование – одни из самых высоких в Израиле. Заселенный выходцами из Европы, город не имел и, - дай то Б-же, - не будет иметь «гопников» и «отморозков», пьяниц и бомжей – не прижились они тут. Поэтому Гиватаим – поистине тихая провинция в самом центре мегаполиса, оазис, если можно так выразиться, скромного демократичного мелкобуржуйства среди массы зелени и чистоты на улицах.
Расположенный на побережье Холон имеет уникальную особенность – практически все городские здания построены на песчаной почве. Именно этим город обязан своим названием (песок на иврите - "холь"). Основанный в 1933 году, Холон получил статус города в через 17 лет. Нынче он знаменит крупной промышленной зоной и сельскохозяйственной академией, но наибольшую известность Холону принес неофициальный статус «детской столицы Израиля», ибо детских развлекательных и образовательных учреждений здесь больше, чем в любом другом городе страны. И именно в Холоне ежегодного проводится самый большой в Израиле карнавал праздника Пурим [7]! Из городских достопримечательностей нельзя не отметить один из крупнейших водных парков в Израиле «Ямит-2000», в состав которого всходят комплекс из десятков бассейнов, водных горок, спортзалов и др. Не отстает от него холонский детский музей «Медиатек» с самой большой детской библиотекой в стране, с собственным кинозалом и театром. Для взрослых же туристов и израильтян наибольший интерес представляет Музей дизайна, открывшийся в марте 2010 года. Музей предназначен для выставок израильского дизайна всех направлений, и является первым в своем роде. А любителям природы больше всего понравиться отдых в большом молодежном парке Тель-Гиборим (досл. ивр. «холм героев») с многочисленными газонами и цветниками, амфитеатром, площадкой для катания на роликовых коньках и дорожками для велосипедных прогулок. Рамат-Ган (досл. ивр. «сад на холме») был основан в 1921 году как сельскохозяйственное поселение, и лишь более тридцати лет спустя получил статус города. Примерно в это же время здесь были заложены Национальный парк и стадион для проведения Маккабиады [8]. Шестидесятые годы прошлого века стали поистине «золотым веком» Рамат-Гана: в 1961 году муниципальные границы были настолько расширены, что в них попали университет им. Бар-Илана и крупная больница «Шиба». В 1968 году здесь была открыта алмазная биржа [9], где работает более 10.000 человек, и, кроме того, расположен богатейший зоопарк «Сафари», где все животные, - от мала до велика, - содержатся в естественных условиях (!).
Сегодня Рамат-Ган по праву считается одним из самых экономически и социально благополучных городов Израиля, центром процветающей торговли, промышленности, образованности. Последнее наиболее очевидно, так как, кроме известнейшего Бар-Иланского университета, где на пяти факультетах учится 12 тысяч студентов, здесь расположен единственный в Израиле Академический колледж текстильных технологий и моды, а так же высшая школа сценического искусства «Бейт-Цви». Само собой, «не обижен» город и культурой – в Рамат-Гане проходит по сто разнообразных культурных мероприятий в год: спектакли, концерты, выступления балетных и вокальных коллективов, выставки, лекции. Многочисленные музеи не просто дополняют городскую жизнь – каждый из них уникален и содержит непревзойденные шедевры. Одни названия чего стоят: музей израильского и еврейского искусства, музей искусств Дальнего востока, музей алмазов, дом рисунка и скульптуры?!. Словом, если на средиземноморском побережье Израиля есть оазис культуры, то он именно в Рамат-Гане!
Примечания к статье «ТЕЛЬ-АВИВ. Часть четвертая. ПРИГОРОДЫ»
[1] Бат-Ям (досл. «дочь моря», «русалка»). Согласно другим источникам, название города является аббревиатурой от בת ירושלים (досл. «дочь (дщерь) Иерусалима»), и к мифическим обитателям океана отношения не имеет...
[2] с наступлением темноты эстафета передается дискоклубам, барам и ночным увеселительным заведениям – хотя Бат-Яму, слава Б-гу, далеко до «улицы грехов», - Алленби, - осторожность не помешает и там. Впрочем, как и повсеместно в Израиле…
[3] рабби АкивА (полное имя – Акива бен-Йосеф; ок.50 - 135 гг. н.э.) – один из великих еврейских мудрецов, законоучителей и основоположников раввинистического иудаизма; глава религиозной Академии в Лоде, а в конце жизни – в Бней-Браке (Палестина). Будучи горячим патриотом и фанатично ненавидя римских поработителей, рабби Акива принимал активное участие в восстании Бар-Кохбы против власти над Иудеей императора Адриана, став главным духовным авторитетом и идеологом повстанцев. После подавления восстания, захваченный в плен рабби Акива был подвергнут мучительной казни на сцене амфитеатра в Кейсарии. Похоронен в Тиверии (современная Тверия).
[4] Хасидами – т.е. приверженцами хасидизма, (от ивр. חסידות - «праведность», досл. «учение благочестия»), религиозного течения в иудаизме, образовавшегося в первой половине XVIII века в Речи Посполитой и на прилегающих территориях. В основе хасидизма лежит представление о том, что всё сущее есть форма существования Всевышнего. Однако единственной реальной сущностью является лишь само духовное Б-жественное начало, одухотворяющее материальный мир. Целью человеческого существования в хасидизме считается единение души с Б-гом, осуществляемое посредством экстатической молитвы и проникновения в её тайный смысл, а так же изучения Торы и служения Богу всеми материальными и повседневными жизненными проявлениями. Высшей целью существования мира хасидизм признаёт достижение полного единения Творца с Творением.
[5] ЦАДИКАМИ – т. е. главами религиозных общин хасидов, которым их последователи и ученики приписывают мистические свойства души, выраженные в частности, в том, что эти люди якобы обладают врождённым даром достижения слияния и единства с Б-гом, способностью творить чудеса и пр. Поэтому цадики служат посредниками между людьми и Б-гом и каналами для истечения в этот мир Б-жественной благодати, и именно поэтому они – главы общин, наделенные без преувеличения почти абсолютной властью над своими фанатично верными последователями и учениками.
[6] Вторая Алия – период с 1904 по 1914 гг., за который в Палестине поселилось около 40 тысяч евреев из стран Восточной Европы. Главной причиной массовой эмиграции стала волна анти-еврейских погромов на территории Российской империи. Большинство переселенцев Второй алии были ортодоксальными евреями, не разделявшими идей сионизма. Вместе с тем, многие из поселенцев этого периода были увлечены социалистическими идеями. Именно им Израиль обязан началом киббуцного движения и формированием первых организаций еврейской самообороны, призванных защищать еврейских поселений от враждебных действий со стороны арабов или бедуинов. С началом Первой мировой войны Вторая алия практически прекратилась..
[7] Пурим – еврейский национальный религиозный праздник, установленный в память о чудесном спасении евреев, проживавших на территории Персидской империи от истребления их Аманом, фаворитом персидского царя Артаксеркса (Ахашвероша, V в. до н. э.). Праздник начинается постом Эстер в память поста, наложенного царицей на себя и на всех евреев города Шушана, - столицы Персии. Праздничными днями являются 14-е и 15-е адара, которые по постановлению Мордехая и Эстер были назначены как «дни пиршества и веселья». Подробно об этом празднике можно прочесть в Книге Есфири (Мегилат Эстер), входящей в состав Библии (ТАНАХа).
[8] МаккабиадА – международные спортивные соревнования по образцу Олимпийских игр, проводящиеся раз в четыре года в Израиле Всемирным спортивным обществом «Маккаби». Участвовать в Маккабиаде могут только евреи, - как израильтяне, так и иностранцы, - но в последние годы участие в ней доступно и для граждан Израиля, принадлежащие к другим вероисповеданиям и этническим группам. Целями проведения Маккабиады декларированы поднятие спортивного уровня еврейской молодежи и усиление чувства принадлежности к единому народу.
[9] алмазная биржа Израиля – так называемая ассоциация производителей бриллиантов, расположенная в архитектурном комплексе из нескольких больших зданий в Рамат-Гане. В состав Алмазной биржи входят колоссальный торговый и несколько выставочных залов, офисы алмазных производителей, алмазообрабатывающие предприятия, самые богатые (после голландских) ювелирные магазины мира, Музей Алмазов, банки, почтовые отделения, синагога и рестораны. На сегодняшний день нет другого алмазного центра в мире, который мог бы конкурировать по всем статьям с Алмазной биржей Израиля!
[10] СиликоновАя долина – южная часть колоссальной промышленно-высокотехнологической зоны Сан-Франциско (шт. Калифорния (США)), отличающаяся большой плотностью высокотехнологичных компаний, связанных с разработкой и производством компьютеров и их составляющих, а также программного обеспечения, устройств мобильной связи, биотехнологии и т. п.
[11] ЗОЯ монроз – персонаж научно-фантастического романа А. Н. Толстого «Гиперболоид инженера Гарина»; умная, плотоядная спортивного сложения белоэмигрантка, куртизанка высокого полета, морская разбойница и авантюристка, в конечном счёте, связавшая свою жизнь с Гариным, отчего возомнила себя «повелительницей мира».
[12] барон Ротшильд – имеется ввиду Эдмонд де Ротшильд (англ. Edmond James de Rothschild, ивр. Авраам Биньямин Джеймс де Ротшильд; 1845 - 1934) – один из наиболее богатых людей своего времени, гражданин Франции, филантроп, организатор и покровитель еврейского поселенческого движения в Палестине в конце XIX - начале XX веков.
[13] Маяковский Владимир Владимирович (1893 - 1930) – общепризнанный классик советской литературы, поэт, драматург, киносценарист, художник-иллюстратор и редактор многочисленных сатирических журналов.
[14] Катастрофа европейского еврейства или ХОЛОКОСТ (от англ. holocaust, др.-греч. «всесожжение») – систематичное преследование и уничтожение европейских евреев нацистской Германией и коллаборационистами (предателями, ставшими на путь сотрудничества с нацистами) на протяжении 1933-1945 годов. По оценкам израильского Института Катастрофы и героизма Яд ва-Шем, жертвами Катастрофы стали более 6 миллионов евреев.
[15] мошав (букв. «поселение») – одна из разновидностей сельских населённых пунктов в Израиле. В своей классической форме мошав представляет собой сельскохозяйственную общину, действующую на кооперативных началах. Они характеризуется частичным или полным обобществлением труда и собственности, но, как правило, при сохранении индивидуального землепользования членов мошава в виде аренды земельных наделов и осуществлении принципов индивидуального потребления (в отличие от коллективного потребления, свойственного кибуцу).
[16] Билуйцы – самоназвание группы молодых сионистов, выходцев из России, прибывших в Палестину в 1882 г. с целью основания национального очага своего народа на своей земле. Их лозунгом был призыв библейского пророка Исайи: «Сыны Яакова, поднимайтесь и идите!», первые буквы которого в ивритском написании составляют слово «билу», что стало самоназванием членов этой группы.
[17] Герц Имбер (1856 - 1909) – знаменитый еврейский национальный поэт, автор текста «а-Тиквы», ставшей со временем гимном сионистского движения, а с 1948 года – государственного гимна Израиля.
[18] Хаим вейцман (1874 - 1952) – выдающийся еврейский учёный-химик, политик, президент (1929-1946) Всемирной сионистской организации, первый президент государства Израиль (1949 - 1952) и основатель исследовательского института, который теперь носит его имя.