20.05.2011
6842
Цфат – город мудрецов и каббалистов
…Вьющееся серпантином горное шоссе поднимается все выше и выше. В автобусе становится холоднее обычного, но не из-за работы кондиционеров, а уши закладывает «пробками». Самое время пососать леденец или хотя бы проглотить слюну, чтобы снять внутричерепное напряжение от высоты, а пока челюсти заняты этим, глаза смотрят на необычайно красивые галилейские пейзажи. Раскинувшиеся на много миль окрест разноцветные квадраты плантаций и рукотворных лесов манят и чаруют любого, кто их видит, особенно в первый раз… Но вот дорога возносится почти до поднебесных высот – и подобно сказочно-прекрасному видению, на далекой пока еще скале видно что-то вроде огромного орлиного гнезда. Нет, не бывает таких орлов, разве что легендарная птица Рух, да и та… откуда ей взяться в наших-то палестинах? «Гнездо» все ближе и ближе, пока, наконец, не становится очевидно – это город, и не просто город, а великий, святой и самый необычный из всех израильских городов, Цфат!
Расположенный в самом центре Верхней Галилеи на восьмисотметровой высоты плоскогорье, Цфат был одним из древнейших еврейских поселений на Святой Земле. В начале новой эры, перед самым началом знаменитой Иудейской войны, город был особенно хорошо укреплен и превращен в настоящую крепость. Это была разумная и своевременная мера, которая, увы, не спасла город от непобедимых легионов Рима. Через несколько столетий, опять-таки после неравных боев, крепость Цфата, а с ней и весь город, перешел под власть крестоносцев, построивших здесь немало своих замков и военных сооружений. В 1188 году Цфат захватил Саллах ад-Дин (Саладин), но в XIII в. его владычеству пришел конец – город-крепость покорили египтяне-мамелюки, в свой черед побежденные турками-османами. Но, независимо от того, кто считал Цфат своим, во все времена, при любых властях здесь существовала большая еврейская община. И тому есть весьма веская причина, ибо Цфат является одним из четырех святых еврейских городов! Это более чем удивительно, особенно если учесть, что он приобрел свою славу отнюдь не в библейские времена, а значительно позже, когда в XVI веке здесь поселились сефардские евреи, изгнанные из Испании. Сотни, если не тысячи людей преодолели немыслимое по тем временам расстояние, пережили множество опасностей на суше и на море, не раз рискуя жизнью ради того, чтобы поселиться в Цфате, переживавшим в то время небывалый расцвет, став без преувеличения всемирным духовным центром иудаизма, если можно так выразиться, «еврейской Меккой».
Слава о городе неслась быстрей самых быстрых гонцов во все концы Европы и Передней Азии, привлекая к себе самые светлые еврейские умы, которые по прибытию сторицею увеличивали святую славу города, привлекая новых и новых своих соплеменников. На момент наивысшего расцвета численность еврейской общины Цфата доходила до восемнадцати тысяч человек. По меркам средневековья – настоящий мегаполис!
Кроме сотен прославленных раввинов и законоучителей, - таких, например, как рав Йосеф Каро, автор великой книги «Шулхан Арух», - в Цфате проживали и творили много последователей Каббалы – мистического, полного причудливых тайн и загадок учения в иудаизме. Немудрено, что город очень скоро стал их духовным центром. Именно здесь расцвел талант раби Ицхака Луриа-Ашкенази, много более известного как рав hа-Ари или Аризаль, основатель высшей школы, если угодно, «университета» Каббалы. О Ицхаке Луриа до сих пор рассказывают немало мистических историй. Согласно одной из них, однажды в субботу он вызвал к чтению Торы тени великих праотцов еврейского народа: патриархов Авраама, Ицхака и Иакова, законоучителя и пророка Моисея, первосвященника Аарона, праведного Иосефа и царя Давида. Согласно преданию, вызванные откликнулись на зов: каждый взошел на амвон, прочел свой отрывок из Торы, а затем исчез, словно растворился в тумане…
Туристам и гостям города до сих пор показывают ашкеназскую синагогу Аризаля, ту самую, куда явились духи великих предков. Ныне расположенная на улице Наджара, она была построена в XVI веке и была почти полностью разрушена страшным землетрясением 1837 года, хотя через пятнадцать лет ее отстроили на том же месте, более того, на том же фундаменте. Видимо, чтобы не отстать в почитании памяти величайшего каббалиста, сефарды построили свою, тоже носящую имя Аризаля. Гордо возвышающаяся над древним городским кладбищем, она является самой знаменитой и самой прекрасной синагогой Цфата, поражающая богатством интерьера, стильностью убранства и, что самое главное, поистине «мистическим духом».
Передаваемые среди посвященных рассказы свидетельствуют о чудесах и паранормальных явлениях, происходящих в ней и особенно в так называемой «микве Аризаля» - почти совершенно запретном месте, куда нельзя приходить просто так, из пустого любопытства, для развлечения и тем более с нечистыми помыслами… С закатом турецкого владычества город пришел в упадок – резкое обнищание, эпидемии инфекционных болезней, невыносимые страдания, причиняемые евреям почуявшими отсутствие даже минимальной сдерживающей силы арабскими налетчиками, стали самым обычным, будничным явлением. Серия как бы называли их сегодня «терактов», - совершенно бессмысленных, непредсказуемых и потому еще более ужасных, - прокатилась по беззащитному городу, отнимая десятки человеческих жизней. И, словно всего этого было мало, на Цфат дважды обрушивалась стихия – в 1759 и 1837 годах город был почти до основания разрушен сильнейшими землетрясениями: тысячи евреев были погребены под обломками, но еще большее их число бежало, спасаясь от погромов, разразившихся сразу после последнего землетрясения. Уверенные в том, что бедствия были вызваны злыми кознями каббалистов, невежественные арабы, ведомые фанатичными муфтиями, решили истребить евреев города до последнего! Как совершенно очевидно, этого им не удалось сделать и Цфат вновь восстал из руин, и, несмотря на смертельную опасность, евреи вернулись туда, как будто их манила какая-то высшая, божественная сила. Правда, до провозглашения независимости государства Израиль основную массу населения города составляли все-таки арабы, а еврейский квартал располагался (правильнее сказать, ютился) на северных склонах. В 1929 году погромы повторились, - увы, не только в Цфате, но и по всей территории подмандатной Палестины. Оголтелые арабские бандиты подчистую вырезали обитателей еврейского квартала, сожгли дома, разворовали имущество. Поэтому бои за город и освобождение Цфата в апреле 1948 года героическими бойцами ПАЛМАХа и Хаганы – одна из самых драматических страниц Войны за независимость. Сам глава возрожденной религиозной общины Цфата, Авраам Цира, надев субботние одежды, присоединился к еврейским ополченцам, приведя с собой десятки верующих, готовых с оружием в руках стоять до конца за родной город. Вместе они выбили арабов из городской цитадели и с вершины горы Ханаан во время ночного штурма. В начале 50-х в Цфате, входящем в число «городов развития», разворачивается широкомасштабное строительство: возводятся больницы (среди них большой, хорошо оборудованный окружной госпиталь), школы, гостиницы. промышленные предприятия.
Особой гордостью города является не так давно созданный научный центр Верхней Галилеи, в котором в основном работают ученые-репатрианты из стран бывшего СССР. Более того, именно «Большая алия» создала уникальную достопримечательность - «Квартал художников», в котором, в домах оригинальной архитектуры и самодельных художественных галереях, живут и работают художники, скульпторы, графики. Здесь же находится множество музеев, среди которых одним из самых знаменитых является трогательный «Музей кукол» Милы Розенфельд, созданный в память о дочери, погибшей в теракте… При населении в 28 тысяч человек, Цфат в среднем за год посещает порядка 800 тысяч туристов со всего бела света. По существу, каждый иностранец, оказавшийся в Израиле, считает чуть ли не своим долгом посетить Цфат – не побоюсь этого слова, всемирный центр изобразительного искусства и каббалы. Да и могло ли быть иначе, если каббалой сейчас увлекаются отнюдь не только евреи, но множество христиан, в том числе даже суперпопулярные «звезды», такие как, например, Мадонна. Делает это честь каббале или нет – не мне судить, но точно известно, что в интернете сотни сайтов предлагают людям всех возрастов, национальностей и пола ознакомиться с основами тайного учения и вникнуть в его суть. В самом общем смысле, предназначение каббалы – самосовершенствование, а женская половина человечества стремится стать лучше не меньше мужской. Так что, видимо, прошли времена, когда изучать премудрости каббалы имели право только мужчины.
Как бы там ни было, а не так давно основанный в Цфате Всемирный центр каббалы открыт для всех. По вечерам в исполнении самых одаренных музыкантов здесь звучит удивительная музыка, проходят лекции и семинары, ведутся страстные дискуссии, словом, рождается истина… Как становиться очевидным из нашего краткого очерка, кроме каббалы, Цфат привлекает туристов святыми местами и древними синагогами. Почти все они находятся на главной улице Цфата - улице Иерушалаим в Старом городе. Каждая имеет не только свое ни с чем не сравнимое лицо, но и свою уникальную особенность. Так, к примеру, синагога Абохав (названная по имени знаменитого кабалиста рабби Ицхака Абохава), хранит древние свитки Торы, уцелевшие даже во время землетрясения 1837 года, не ниаче как божьим чудом. Синагога Алшех, имя рабби Моше Алшеха, автора комментариев к Торе, увенчана куполом – настоящим чудом средневекового зодчества, а в синагоге Абуаба хранится свиток Торы, возраст которого перевалил за 600 лет! Самой же необычной синагогой является пещера Шем ве-Эвер, - названная в честь сына и правнука Ноя, - расположенная глубоко под землей. Ее еще называют «Неугасимой», ибо пещерные своды озарены огнем сотен свечей, создающих невероятную по красоте и таинственности атмосферу! Ни одна фотография не способна передать всей торжественной прелести этого места, подавляющего и одновременно возносящего пришедшего… В западной части города находится древнее кладбище – место паломничества десятков тысяч евреев со всего мира. Окаймленное синеющими на горизонте горами, оно хранит в своих недрах захоронения и склепы знаменитых раввинов, законоучителей и каббалистов Кардоверо, Аклькабец, Алшех, hа-Ари.
Еще одной достопримечательностью Цфата является прекрасный парк «Гиват а’Мецуда» («Холм цитадели»), разбитый на месте средневекового замка крестоносцев. Отсюда открывается прекраснейший вид на город и его окрестности. Там всегда прохладно, от пьянящего горного воздуха кружится голова, дышится легко и упоительно, а душу охватывает свет и покой. Древние синагоги и священные могилы, живописные кварталы с их извилистыми улочками и переулками, в которых, казалось, перепутались кварталы и эпохи, неимоверно живописные окрестности – все это Цфат, город святых и творцов!
Книга "Зоар"