Миква - риутальное окунание
В священной Торе, каждое слово которой, без всякого сомнения, священно, в частности, рассказано о ситуациях, когда еврей подвергается осквернению.
Это, например, может произойти от прикосновения к мертвецу, прикосновение к тому, кто прикасался к мертвецу, пребывание под одной крышей с мертвецом, прикосновение к мёртвым животным, непроизвольное семяизвержение (понятно, только у мужчин), выделение менструальной крови (а это, понятно, только у женщин), заражённость дурными болезнями – вроде лепры, гонореи – и пр.
Человек, ставший «нечистым» (не смысле, Б-же упаси, сатаниста или служителя сил тьмы), не мог входить в Храм, а опозорившиеся священники (коэны) не должны были также есть пищу, которую получали в качестве заработной платы за б-гослужение.
Казалось, совсем пропащий «нечистый» еврей, но, милосердие Г-сподне поистине безгранично и способы очищения от каждого вида ритуальной нечистоты указаны Им в Торе. Они – разные, но во всех случаях требуется окунуться в микву, без чего очищение не наступает.
Что же такое «миква» (ивр. מִקְוֶה)? Как оказалось, специальный водный резервуар-бассейн, предназначенный именно для омовения с целью такого очищения.
Вся же процедура – довольно несложна: требуется окунание в воду, правда, с соблюдением выработанными мудрецами особым регламентом и правилами.
Если говорить кратко и исключительно по делу, чем, увы, «не грешат» многомудрые раввины, миква представляет собой резервуар с минимальным количеством воды в 40 сеа (по разным подсчетам – от 250 до 1 тысяч литров), т. е. на практике ее уровень достигает груди нормального взрослого еврея, а ее площади хватает, чтобы свободно вместить трех-четырех столь же нормальных евреев; в большинстве случаев в воду заходят, спускаясь по специальным же ступенькам.
Выше говорилось о том, что миква очищает от ритуальной нечистоты, но есть еще два аспекта ее использования:
Во-первых, обращение в иудаизм: погружение в микву является одним из важнейших элементов гиюра, более того – без миквы обращение считается недействительным (!), что в равной мере относится к мужчинам и женщинам.
Во-вторых, миква нужна не только для погружения в нее человека. Кастрюли и прочая кухонная и столовая посуда, если изготовлена неевреями, также должна пройти «обращение» в микве, и только затем ею могут пользоваться евреи.
Сегодня, когда законы ритуальной чистоты соблюдаются не строго (считается даже что поголовно все евреи ритуально нечисты, и без Третьего Храма этого не исправишь), миква остается единственным способом хоть как-то «смыть» свой «позор». Но можно это делать и по желанию: так, многие ортодоксальные евреи окунаются в микву перед праздниками, особенно перед Йом-Кипуром, перед Шаббатом, а некоторые хасиды – так и вовсе каждое утро!