Как толкуются 10 заповедей
Что такое «заповедь» и что нам с ней делать?
Многие поколения мудрецов – что интересно, не только сионских, – задавались сакраментальным вопросом: «В чем смысл жизни?».
Сколько голов и копий было переломано друг об друга в попытке найти ответ – страшно вспомнить! Сколько километров бумаги и литров чернил истрачено – страшно подсчитать! И что же? «Всё по пустякам», - как писал великий русский поэт эфиопского происхождения А. С. Пушкин.
Отчаявшись, философы пошли с другого конца: признав, что Б-г есть, и что Он – жив (все, кто любит Ницше – вон отсюда!), они пришли к выводу, что Он чего-то от нас хочет. «Возможно», - думали мудрецы, - «узнав Б-жью волю, и исполняя её, мы узнаем, для чего мы живем, а там и до смысла жизни рукой подать?».
Признаем, идея очень неплохая, даже наоборот – хорошая. Но чего же именно хочет Б-г от людей? В отличие от сверхсложного вопроса о том, «как может Б-г вообще чего-то хотеть?», на этот ответ готов: всё, чего Он хочет от нас, изложено в Священном Писании, и называется простым и ясным словом – «заповедь».
Таким образом, заповедь – это нравственное предписание, данное человеку Б-гом к исполнению. И в этом вся соль, ибо заповеди бывают разные: одни нам велят что-то делать, другие – велят чего-то не делать, но и те и другие побуждают к исполнению Б-жьей воли, и это исполнение – обязательное, непререкаемое, необсуждаемое: «Партия сказала: «надо» – мы ответили: «о, йес», и – точка!
Обычно заповедь – это краткий, простой и ясный закон (ярким примером чему служат знаменитые 10 заповедей), но в иудаизме их так много, что пришлось писать талмуд – свод разносторонних указаний на то, как исполнять эти заповеди, а потом еще целую библиотеку комментариев, уточнений, комментариев на уточнения и уточнений на комментарии.
Впрочем, не стоит евреям задирать носы: до них Б-г давал заповеди как минимум дважды, – и, как показала история, оба раза зря…
Скрижали завета
Адам и Ной, получите-распишитесь
В самом начале Торы рассказано, как, закончив творить мир, Б-г вверил его своему лучшему творению – Адаму (и его прекрасному «клону» Еве).
Поселив обоих в райском саду, Он указал на дерево, плоды которого запретил есть: «И повелел Господь Б-г человеку так: от всякого дерева в саду можешь есть, но от древа познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, когда станешь есть от него, смерти предан будешь» (Брейшит, 2:16-17), - вот вам первая заповедь – маленькая и не трудная.
Но люди не послушались Б-га, нарушили заповедь, и величайшая трагедия в истории мироздания свершилась – Адам и Ева утратили то, чем так любовно и щедро одарил их Г-сподь: отныне их уделом стали вечная, неутолимая тоска по потерянному раю, тяжкий труд в поте лица, умножение мук беременности и смерть.
Прошло немного времени, дети Адама и Евы погрязли в грехах окончательно, но нашелся Ноах (Ной) – «муж праведный в своем поколении», профессиональный виноградарь и винодел, которого Б-г избрал с его семьей, чтобы возродить человечество, а уже имеющееся – утопить к чертовой бабушке.
Опустим полную напряженного труда постройку ковчега, полный люто-драматичного пафоса потоп и полное гадости дело, которое сделал Хам папе Ноаху – к нашей теме это не имеет отношения. Важно лишь то, что Б-г дал Ноаху, его жене, сыновьям и невесткам – всем в тот момент имевшимся в наличии людям, – 7 заповедей потомков Ноя, или Ноев Завет, являющийся необходимым минимумом, возложенным Торой на все человечество (кроме евреев – у нас отдельный счет, о чем ниже).
Вот эти заповеди:
1) Запрет идолопоклонства (един Б-г на небе);
2) Запрет богохульства (не обижай Б-га своего напрасно);
3) Запрет убийства (кровь людская – не водица);
4) Запрет прелюбодеяния (закончив работу – к детям и жене);
5) Запрет воровства (на чужой каравай рта не разевай);
6) Запрет употребления в пищу плоти, отрезанной от живого животного (кончай уже мучить животину, доктор Моро хренов!), и
7) Заведи справедливый суд (судья праведный – ограда каменная).
По Торе, нееврей, принявший и соблюдающий Ноев Завет, получает статус жителя-пришельца в Эрец-Исраэль, и позже войдет в царствие небесное с гордым званием «ноахида». В идеале же все народы мира примут этот Завет, благо он совсем не сложный.
В Средние века стало ясно, что мусульмане, монотеизм которых возведен в доктрину, подходят под определение «ноахидов» намного больше, чем христиане, поскольку, с точки зрения иудеев, поклонение Иисусу Христу и догмат о триединстве Б-га является «идолопоклонством». Однако сейчас в еврейской ортодоксальной среде победило мнение о том, что христиане таки-да являются ноахидами.
С добрым утром, тётя Хая, вам посылка из Синая!
Мы, евреи, – народ избранный, и это значит, что мы – не лучше и не хуже других, как нагло льстят нам антисемиты. Суть избранности – в требовательности Б-га к нам и евреев к самим себе, а так же – в ответственности за себя в этом мире и за мир во всем мире.
Поэтому, и заповедей в иудаизме немного больше, чем у ноахидов – немного-немало – целых 613 (прописью: шестьсот тринадцать).
Много? Ну, что поделаешь: назвался груздем – полезай в кузов, а иначе нечего было тут размахивать над головой талитом и сверкать свежесделанным обрезанием!
Все 613 заповедей изложены в Торе (прямо или косвенно), и подразделяются на две категории: обязывающих что-то делать (таковых 248) и, соответственно, что-то запрещающих (таковых, что характерно, больше – 365). Этим числам есть вполне логичное, с точки зрения Талмуда, объяснение: число запрещающих заповедей соответствует числу дней в году (в смысле – по одной на день?), а число обязывающих – числу костей и органов в нормальном человеческом организме (а это-то тут причем?).
Как совершенно понятно, все они были даны на Синае, во время получения евреями и лично Моисеем (Моше-рабейну) Торы, как выражение Б-жьей воли, имеющей широчайший спектр, но, по сути, сведенных к Декалогу (Десяти заповедям), как их еще называют.
Исполнение заповедей – все равно, разрешающих или запрещающих, – является подтверждением завета, заключенного на Синае между евреями и Б-гом, а также укрепляет веру и дает человеку надежду на всё.
Купить брошюру 613 заповедей можно в нашем и. магазине ТУТ
продолжение следует