Еврейская свадьба - 2
- Еврейская свадьба
часть вторая. А теперь – конкретно: 4 вопроса о главном
С чего начинается свадебка ?
Немного переиначив классика, отметим, что свадьба, братцы-евреи, это вам не в баню сходить. Тут надо учитывать всё, всех и вся, и делать точно по правилам, предписанным предками, - и чтоб ни в одном глазу!
А с чего начать, какие есть бычаи еврейской свадьбы ? Разумеется, с «хупы» – свадебного балдахина из белой ткани или простыни, натянутой на четырех шестах.
Сама по себе хупа – вещь не практичная, может использоваться разве что в качестве зонтика от солнца, зато символического значения – лопатой греби!
Это и символ будущего дома, который молодой еврей построит вместе со своей еврейкой, или в который жених вводит невесту. Это и небесный свод, откуда за земною юдолью наблюдает Всевидящее Око, занося происходящее во Всепомнящую Записную Книжку. Это и символ славного величия того, кто стоит под ней, как король на именинах. Это и простыня, скрывающая нагих и горячих молодоженов, под которой они будут творить новую еврейскую жизнь силою чресел своих… Вот, какой богатый символ, однако!
И хотя еврейский брак считается действенным и без хупы, она считается основной составляющей свадьбы, и вообще с нею как-то красивее, торжественнее, удобнее, спокойнее (ненужное – вычеркнуть и забыть!). да и вообще с нею как-то красивее, торжествекнее, ю жизнь силою чресел своих.добнее
Почём нынче невеста ?
Встав под хупу с ногами, молодой еврей и молодая же еврейка проходят обряд обручения – «кидушин», – который ведет специально приглашенный раввин.
Делается это не просто, а – очень просто: жених надевает кольцо на палец невесты и таким образом «приобретает» ее себе в жены.
В Талмуде прямо сказано: «Женщина приобретается», что наводит на ассоциации с покупкой козы или курицы, а то и вовсе – мебели или кухонной утвари. Скупые вспомнят про мусульманский калым, и, скорчив скорбную рожу, полезут в кошелек, а веселые вспомнят знаменитое: «Двадцать баранов, холодильник «Розенлев». Финский, хороший. Почётная грамота. И бесплатная путёвка… – В Сибирь!» (к/ф «Кавказская пленница»).
На самом-то деле даже в древности всё обстояло иначе, хотя бы потому, что просто так продать девушку в жены нельзя (за маленькие деньги, конечно), но кидушин является именно актом купли-продажи. Поэтому жених показывает кольцо свидетелям, чтобы те убедились, что оно цены немалой (!) – не начищенная медяшка за рупь-сорок, а настоящее «рыжьё», чтоб вы все так жили!
При этом, обручальное кольцо должно быть круглым, совершенно гладким изнутри и снаружи, без камней, без узоров, букв и символов – так что Кольцо Всевластия не подойдет, отдайте его Фродо, пусть уносит! И еще: обручальное кольцо нельзя одалживать или брать напрокат, оно должно быть собственностью жениха, а носить его должна только жена, поэтому на еврейской свадьбе оно – единственное.
Итак, надев кольцо невесте на указательный палец правой руки (потом, правда, всю жизнь оно носится на безымянном), жених произносит заранее вызубренную фразу: «Вот, ты посвящаешься мне в жены этим кольцом по закону Моше и Израиля» («Арей ат мекудешет ли бе-табаат зо ке-дат Моше ве-Исраэль»).
По обычаю свидетели хором провозглашают: «Освящена!», молодым читают «Шева Брахот» – семь свадебных благословений, после чего жених разбивает об пол бокал, ибо даже в радости мы не должны забывать о многовековом изгнании, бедах и несчастьях – можно подумать, соседние народы нам дают об этом забыть?!
С этого момента жених и невеста становятся полноправно-еврейскими мужем и женою, и сразу уединяются в специальной комнате – «Хедер Ихуд», но совсем не затем, зачем вы подумали, жеребцы и кобылы, так что нечего скалить зубы!
У нас был договор ?
Ну, всё, теперь можно жениться, перейдя из «Хедера Ихуда» в спальню для самого интересного дела, ради которого очень многие и женятся?
О, нет, это еще не всё! Остались одно важное дело а именно обычай – публичное чтение «ктубы», договора об обязательствах жениха по отношению к невесте на время супружеской жизни.
Чтобы молодой потом не мог отвертеться, раввин составляет ктубу перед самым началом свадьбы в присутствии жениха и двух свидетелей (но не невесты – зачем ее огорчать раньше времени?), которые скрепляют документ своими подписями.
О чем же в нем говорится? В первую очередь, ктуба подтверждает обязанности мужа, «пищи, одежды и супружеской близости не лишать» свою жену – кроме случаев, если она сидит на «голодной диете», нудистка и к тому же ее тошнит от одной мысли о сексе.
Кроме того, ктуба имеет пункты, призванные предотвратить необдуманные разводы (если муж «навострил лыжи», жена вынимает из потаённого места ктубу, и, размахивая ею в воздухе, как булавой, гоняет его искать пятый угол!), уточняют сумму приданого, приносимого невестой, сумму, получаемую ею при разводе или смерти мужа и т. д. и т.п.
А чтоб было непонятнее, всё это пишут на давным-давно мертвом арамейском языке. Но так как бóльшая часть текста – стандартная, подлога можно не опасаться, да и раввины переводят ктубу на язык, понятный жениху и невесте.
Итак, договор зачитывают публично сразу после того, как жених передает невесте кольцо, а потом молодой отдает ктубу молодой из рук в руки, и та должна бережно хранить этот документ, как хранила свою девственность до этого дня.
Ах, эта свадьба пела и плясала ?
И, последнее – самое приятное (нет, опять не то, что вы подумали!): свадебный банкет, традиционно длящийся семь дней с приглашением всех-всех-всех, включая соседей, полицию, «скорую помощь» и большое число, как правило, ни в чем не повинных граждан.
Обычно свадебный обряд проводится в синагоге, а банкет – где угодно: ресторане, ночном клубе или специально снятом «зале торжеств». Однако, с точки зрения соблюдения еврейских традиций, его лучше устроить в кошерном ресторане – с песнями, плясками, этнической музыкой, тамадой-раввином, подарками, поздравлениями, блэк-джеком и шлюхами, приглашенным фотографом и вином.
Но вот, брачный пир окончен, гости и родственники разошлись по домам, а невеста с женихом отправляются мыть посуду… Шучу: у них есть намного более важное дело – первая брачная ночь, но об этом, дорогие мальчики и девочки, как-нибудь в другой раз!