Что такое устная Тора
В соответствующей статье мы рассмотрели Письменную Тору – одну из двух взаимодополняющих частей Торы, полученной Моше-рабейну (Моисеем) на горе Синай в 2448 году от Сотворения мира, или, что тоже самое, в 1312 году до н.э.
Теперь пришла пора бросить взгляд на Устную Тору, как называют галахическую [законодательную] и аггадическую [рассказническую] традиции в иудаизме. Согласно преданию, они были даны одновременно с Письменной Торой, но при условии устного сохранения и передачи из поколения поколению из уст в уста, как гонконгский грипп или наследственную болезнь – кому как нравится.
Но, если серьезно, то Устная Тора возникла в результате долгого развития и формирования еврейской богословской мысли (схоластики) и еврейского же национального мистицизма, а позже, вопреки данному на Синае обещанию, была записана – вначале как Мишна, а затем – как Талмуд.
На вопрос, зачем она вообще нужна, разве нам мало Письменной Торы (мы и ее-то не шибко выполняем)? – ортодоксальные раввины отвечают, что Устная Тора служит неотъемлемым дополнением к собственно Торе (Пятикнижию Моисееву), и поэтому является обязательной к исполнению верующими евреями.
Более того, считается, что Устная Тора может быть выведена из письменной Торы посредством ряда особого рода толкований, аналогий, логических связок – и просто схоластического «беспредела». Поэтому многие особо рьяные раввины находят Письменную Тору неким «конспектом», в котором зашифрованы все положения Устной Торы (!).
Не все, однако, такие рьяные сторонники Устного Закона: в иудаизме в разные времена существовали (да и сейчас существуют) направления или секты, не признававшие Талмуд, а опиравшиеся только на Письменную Тору: в частности, это самаритяне, саддукеи, а также караимы.
Ну, да Б-г им судья, а мы, не вступая в этот многовековой спор, просто укажем на то, что Устная Тора изначально предназначалась для словесной передачи от человека к человеку: учитель передавал ее ученику таким образом, что ученик мог задать вопросы по непонятным ему темам и избежать греховной двусмысленности. Письменный же текст, пусть даже самый совершенный и продуманный, таит в себе опасность неверного толкования.
Более того, Устная Тора заранее содержит ответы на бесчисленные вопросы, которые обязательно возникают. И, наконец, именно с помощью Устной Торы, Всевышний дал нам инструмент, посредством которых Тору можно применить к каждому отдельному жизненному случаю, более того – к изменяющемуся от поколения к поколению миру…