Что такое письменная Тора
Тора – это святое, более того – САМОЕ СВЯТОЕ для любого уважающего себя еврея, так что шутки в сторону!
Не, ну, в самом деле, какие еще, к черту, шутки могут быть, когда речь заходит о своде Б-жьих законов, этими самым Г-сподом Б-гом данным нашему жестоковыйному, строптивому и неблагодарному, но очень еврейскому народу на горе Синай?
Так что отставить веселье и, придав лицам скопически-возвышенное выражение, начинаем читать о том, как в 2448 году от Сотворения мира, или, что тоже самое, в 1312 году до н.э. Моше-рабейну (Моисей) получил из рук Б-га две каменного тёса скрижали, содержащие 10 заповедей, в которые сведена вся Тору (остальное – дополнения, подробности, дополнения подробностей и подробности дополнений).
Кому интересно – обязательно почитайте их, а мы пока скажем, что Тора (само слово происходит от глагола леорот (наставлять), значит, речь идет о наставлении), как уже понятно, содержит учение о морали, распространяющейся на отношения человека к Б-гу и человека к человеку.
Кроме того, в ней – на страницах пяти книг или одного, но очень большого свитка – изложены немного всемирной истории и много истории еврейской, еще больше законов, охватывающие самые разные темы и проект создания достойного, б-гобоязненного и осененного Его благодатью еврейского общества.
Само по себе дарование Торы на горе Синай, отмечаемое в ходе особого праздника Шавуот, означало немного-немало рождение народа Израиля как нации, обладающей определенной, отличной (от других народов мира) целью: стать «царством священников и народом святым». Поэтому Тору можно еще назвать конституцией еврейского народа, - по крайней мере, его верующей части.
На практике Тора состоит из двух частей: Письменной и Устной Торы. Об Устной поговорим в другой статье, а про другую скажем, что она, в сворю очередь, состоит из Пятикнижья Моисеева (тоже называемого «Тора»), книг Пророков («Невиим») и Священного Писания («Хтувим») – вместе получается аббревиатура ТАНАХ.
В Пятикнижие (Берешит, Шмот, Ваикра, Бемидбар, Дварим) как раз говорится о Сотворении мира, возникновении и развитии еврейского народа от призвания Авраама (жившего в период с 1948 по 2123 гг. от Сотворения мира (1812 - 1637 гг до н.э.) до смерти Моисей (2488 от Сотворения мира / 1272 г до н.э.), предшествовавшей вхождению евреев в Эрец-Исраэль. А также вышеупомянутые законы, основы мировоззрения и проекты.
В книгах Пророков и Священном Писании содержатся события древней еврейской истории, произошедшие после смерти Моисей и кончая построением Второго Храма (3228 от Сотворения мира / 532 г до н.э.), всё остальное – у Иосифа Флавия («Иудейские древности» и «Иудейская война»).
Кроме того, в них содержится видения далекого и не слишком будущего (на то и пророки), отдельные интересные и не очень исторические рассказы, много-много нравоучений и притч, байки и любовная лирика («Песнь Песней»), а также псалмы на все случаи жизни.
Словом, нам, евреям – особенно, верующим, – есть что почитать!