Что такое десять заповедей
На четыре угла изба рубится
Существует общепринятое деление заповедей на четыре подгруппы, в первую из которых входят определяющие религиозный аспект жизни: однозначный запрет язычества в любых его проявлениях, и поклонение единому Б-гу, что стало сутью Торы.
Сюда же относится регулирование отношений между Б-гом и человеком (конкретно – с евреем, но в обобщении – с каждым). В частности, кроме перечисленных в Декалоге (о чем – в следующей статье), это – колоссальный массив деталей ритуала, средоточье обычаев культурной среды народа Израиля, а именно – подробнейшее описание служения в Храме. В настоящее время все эти заповеди совершенно неактуальны, – Храма-то, увы, нет.
Во вторую группу входят этические и правовые нормы, регулирующие отношения между людьми. Подобно земле, эти заповеди покоятся на «трех китах»: любви, милосердии и справедливости. Кроме того, в них заложен принцип равенства людей перед Б-гом и нашей ответственности за поступки в отношении самих себя и других людей.
В третью группу входят заповеди, служащие сохранению религиозной и культурной идентичности евреев. В окружении языческих народов, жизнь которых была превосходна, богата и весела, но чужда суровым пустынным скитальцам – детям Израиля, существовала опасность ассимиляции. По этой причине заповеди запрещают очень многое – в частности, смешанные браки, подражание иным народам; сюда же – законы кашрута, ритуальной чистоты и т.д.
И, наконец, в четвертую группу входят множество заповедей, регламентирующих те или иные формы социально-общественных отношений, принятых в древнееврейском царстве: институт монархии, рабство и пр., утративших свое значение в ходе истории, и не применимые в современном мире – даже в Израиле.
Десять заповедей на русском
Пути «жизни» и «смерти»
Исполнение Б-годанных заповедей – как было выше не раз сказано, – обязанность людей (в нашем случае – еврея, еврейки и еврейских детей), и в совокупности называется «путем жизни». Соответственно, неисполнение и злостное игнорирование – «путем смерти».
Разумеется, названия – весьма условные, ибо в этом мире сплошь и рядом преспокойно умирают праведники и припеваючи живут грешники, поэтому речь может идти исключительно о выборе между «путями», предоставляемом человеку. Сами же заповеди – путеводные звезды для тех, кто избирает «жизнь», а, значит, послушание закону.
Более того, являясь существенной частью Священного Писания, заповеди не только указывают человеку «путь жизни», но и позволяют познать Б-га, пути которого, как всем известно, неисповедимы (причем, особенно ярко эта мысль выражена в псалмах Давида («Теhилим»)). Из этого сам собой напрашивается вывод: смысл заповедей Торы не сводится только к помощи человеку различать между добром и злом, допустимым и запретным, но имеет иной, более глубокий смысл.
За примерами далеко ходить не надо: любой ортодоксальный раввин подтвердит, что наиболее важной из всех заповедей является любовь к ближнему как к самому себе («Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Ваикра. 19:18)). Она содержит в себе всю Тору, – остальное лишь конкретизирует эту самую любовь применительно к разным жизненным ситуациям («Не делай другому того, что ненавистно тебе: в этом вся Тора. Остальное – пояснения» (рабби Ѓиллель)).
Выше (в предыдущей статье) говорилось о четком различии между «ритуальными» заповедями, регламентирующими отношения между Б-гом и человеком, и «этическими» – об отношениях между человеком и человеком. При этом поздние пророки подчеркивали приоритет этических заповедей над ритуальными, но победила точка зрения Талмуда, согласно которой важно соблюдать все заповеди, независимо от их характера.
Классический пример: если еврей столкнулся с человеком, который недавно умер, но не имеет ни родных, ни близких, кто взял бы на себя расходы по похоронам, то еврей обязан позаботиться об этом, даже если идет приносить пасхальную жертву в Иерусалим!
синайское откровение
И таки что мне с этого будет?
В трактате «Пиркей Авот», в частности, сказано: «Будь осторожен в исполнении легкой заповеди также как и тяжелой, ибо не знаешь ты награды за заповедь».
Оставим в стороне вопрос о том, как можно требовать от человека относиться к исполнению всех заповедей одинаково трепетно? – и перейдем самому важному – к наградам, как говориться, «а вот с этого места, пожалуйста, поподробнее». В такой заинтересованности нет ничего постыдного, ибо сказано (правда, не в Священно Писании, но все же евреями): «Всякий труд должен быть оплачен», верно?
Итак, чем расплачивается Б-г с теми, кто соблюдает Его заповеди? Прямо в Торе об этом не говорится, но у нашего народа ведь есть мудрецы, которые уже 4000 лет за словом в карман не лезут. Как оказалось, воздаяние происходит в Мире Грядущем (в иудейском раю), и заключается в том, что, по поступкам, совершенным при жизни, человек приобретает некий уровень высшего блаженства в виде слияния с Б-жественным Светом.
Не стоит, однако, расстраиваться: тем, кто исполняет Б-жью волю, может хорошо житься и в этом мире: для таких посылается здоровье, успехи, счастье в личной жизни и еще многое, приятно скрашивающее прозябание в этой земной юдоли.
Но если скрыта награда, то почему раскрыты наказания за нарушения заповедей? А потому, отвечают сионские мудрецы, что большинство из них грешники получают еще в этом мире, хотя у евреев есть и свой ад (Шеол).
Значит ли это, что есть грехи, за которые людей наказывают строже, чем за другие? Иными словами, можно ли построить «шкалу наказании»?
Оказалось, что таки-да: есть 3 греха, которые нельзя совершать даже под угрозой сколь угодно мучительной смерти: идолопоклонство, убийство и разврат. И самое великое из возможных наказаний за них – отказ в доступе в еврейский загробный коммунизм, тот самый Мир Грядущий.
За остальные – вольно или невольно совершенные – как говорится, Б-г простит, и люди не осудят, если, конечно, проявить раскаяние в содеянном и донести его до Небес (для чего же еще у нас есть Йом-Кипур?).
окончание следует