Судный день - Йом-Кипур
Йом-Кипур – день строгого поста, не менее строгого воздержания и покаянных молитв – длится немногим более суток, но это только с точки зрения астрономии. На деле он «начинается» значительно раньше – с «Десяти Дней Раскаяния», с Рош-ха-Шана до, собственно, самого Судного дня. Эти дни, как очевидно из названия, отведены на раскаяние, напоминая человеку о самом главном – в Рош Ха-Шана Всевышний выносит приговор, а в Йом-Кипур ставит на нем печать, утверждая оный.
Точно известно, что Б-г желает не смерти грешника, а его раскаяния и возвращения на праведный путь. Поэтому Он, по неизъяснимой милости своей, установил дни, когда Он особенно близок к людям, и когда принимает раскаяние. Именно поэтому молитва и раскаяние, помогающие всегда, в эти десять дней наиболее уместны и принимаются Небесами без промедления.
В эти дни принято просить прощения у друзей и знакомых, если довелось обидеть их словом или действием, и, естественно, прощать тех, кто пришел с такой же просьбой. Кроме того, в эти дни принято давать больше обычного денег на благотворительные цели (цдака).
На десятый же день еврейского месяца тишрей выпадает сам Судный день (Йом-Кипур) – день Высшего суда и искупления грехов, День покаяния и прощения, единственный день в году, когда необходимо честно, внимательно и строго покаяться в грехах и пообещать, что впредь мы не будем творить зло ни делами, ни мыслями.
Из Торы мы знаем, что в этот день Моше (Моисей) получил вторые Скрижали Завета, взамен разбитых им от отчаяния при виде сынов и дочерей Изральевых, поклоняющихся золотому тельцу. И в этот же день наш народ был прощен за этот чудовищный грех. Таким образом, Всевышний судил и простил наших предков, как поступает Он с нами ежегодно.
В древности, когда в Иерусалиме стоял Храм, Судный день был самым великим, торжественным и важным праздником. Первосвященник совершал процедуру самоочищения, готовил жертву для заклания и приносил ее во искупление грехов всего народа Изральева. Затем, зайдя в Святая Святых – особое помещение, где хранился Ковчег Завета – он шепотом произносил истинное имя Б-га. Сегодня обрядовые действа перешли из Храма в синагогу, а место жертвоприношения заняли особые молитвы.
Йом-Кипур – день строгого поста и ограничений: запрещены не только любая работа (как в субботу), но и приём пищи, питьё, умывание, наложение косметики, ношение кожаной обуви и половые сношения. Этот день все евреи стараются проводить в синагогах в молитве и раскаянии; в этот день сюда приходят даже те, кто не бывает там в течение года!
В Израиле закрыты все учреждения и предприятия, не работает транспорт, радио, телевидение. На улицах не видно даже частных автомашин, зато множество галдящих детей, свободно разъезжающих на велосипедах и скейтбордах по пустым улицам. По этой причине в Израиле Йом-Кипур в шутку называют «Днем еврейского велосипедиста».
Кроме тех самых особых молитв, идущих четырьмя циклами (описание которых выходит за рамки нашей маленькой статьи), Йом-Кипур, точнее, его преддверье и завершение, сопровождается целым рядом сакральных действий, совершаемых верующими евреями. Так, накануне Судного дня мужчинам надлежит окунуться в микве, свершить обряд «капарот», устроить обильную трапезу (т.н. «сеудат мафсекет») и благословить детей.
По завершению же Йом-Кипура, и возвращению из синагоги, верующие евреи совершают «авдалу» – обряд отделения субботы и праздника от будней, после чего сразу же начинают готовиться к постройке сукки – одной из великих заповедей наступающего через четыре дня радостного праздника Суккот.
Таким образом, Йом-Кипур – наиболее святой и возвышенный день года, когда все евреи, забывая о земных делах, полностью посвящают себя искуплению и очищению от совершенных грехов.