Суббота -Шабат
О седьмом дне недели по еврейскому календарю, о субботе – Шаббате – можно рассказывать почти бесконечно. Ей посвящены толстенные книги, досконально, как говорится, от кедра до иссопа, разбирающие всё и вся, что только можно сказать об этом великом и прекрасном еженедельном чуде – священном дне отдыха и молитв, ставшем, без всякого преувеличения, одним из наиболее явственных символов иудаизма.
Объем данной статьи не позволяет не то что «растечься мыслью по древу», но в полном объеме осветить даже основные аспекты Шаббата, законов, постановлений и традиций, связанных с этим днем. Поэтому постараемся быть максимально краткими, а заинтересовавшихся смело отсылаем к трудам великих мудрецов, давно почивших и ныне, слава Б-гу, здравствующих.
Итак, Шаббат – в иудаизме седьмой день недели, первенец среди всех праздников, установленных Б-гом, а заповедь о его соблюдении – самая объемная и подробная из всех Десяти Заповедей.
Начинающийся в пятницу вечером с праздничного ужина при зажженных свечах, Шаббат отделяются от всех мирских дел, и посвящен общению с Всевышним, что является еженедельным установлением для всего нашего народа.
Поэтому Шаббат – это своего рода остров спокойствия в круговороте хлопот, борьбы и невзгод повседневной еврейской жизни. Каждую неделю на 24 часа заботы материальной жизни скрываются за пеленой душевного «забвения» и покоя. Прекращая созидательную деятельность в физическом мире, евреи фокусируются на внутреннем мире – на семье, друзьях, на нашей внутренней сущности, на душе.
В Шаббат мы вспоминаем, что наш мир является творением Б-га, и принадлежит только Ему одному. В Шаббат мы вспоминаем, что Б-г вывел евреев из Египта и повелел нам не быть рабами земных хозяев: работы, финансов и материального благополучия. Все это – лишь средства достижения нашей высшей цели, но не властители нашей жизни.
Шаббат неразлучен с еврейским народом, он, как ничто иное, помогает проявить наше еврейство и передать его, как самую большую драгоценность, нашим детям. Мы остались верными Шаббату в любых странах, при любых обстоятельствах в течение всей нашей многотысячелетней истории. И наградой за эту преданность стало сохранение нашей еврейской самоидентификации, самобытности и колоритности. Ибо даже больше чем евреи хранили Субботу, Суббота хранила евреев.
Но никому, пока жив, не дано вырваться из объятий материального мира. Вот и Шаббат имеет не только высокодуховные, но и материальные аспекты, не затмевающие, но лишь подчеркивающие его глубинный и прекрасный смысл. Для евреев Шаббат – это вкусная трапеза, роскошный стол, мерцание свечей, зажженных любящими, натруженными руками жены, наслаждающий сон. В течение недели удовольствие от жизненных радостей сопряжено с проблемами их добывания, а в Шаббат и душа и тело вознесены на более высокую духовную ступень, и наслаждаться Субботой, вкушая пищу, напитки и комфорт – это Б-жья заповедь.
И, наконец, Шаббат – это душа недели, оживляющая ее и задающая ей направление. Как учат еврейские мудрецы, в Шаббат все свершенное в течение предыдущей недели достигает своего апогея и возвышения, а сама Суббота несет благословение всем свершениям наступающей сразу вслед за ней недели.
Таким образом, соблюдение Шаббата обеспечивает благословение Всевышнего на успех в течение всей недели, наделяет целесообразностью и смыслом повседневное существование всего еврейского народа.