Праздник суккот или кущей
Праздник Суккот знаменует собою связь еврейского народа со своей страной и своим историческим прошлым. В эти дни, ибо праздник длится семь дней, евреи покидают дома и живут в специально построенных на улице, под открытым небом шалашах, припадаем к своим корням. Кроме того, Суккот – один из трех праздников паломничества, во время которого, в период существования Храма, все евреи собирался в Иерусалиме. Наиболее знаковыми обрядами Суккота являются «вознесение лулава» и «ушпизин».
Приходящийся на 15-й день еврейского месяца тишрей, праздник Суккот – тот самый, о котором в Торе сказано «…в шалашах поселил Я сынов Израиля…» (Ваикра, 23:43).
Но вот что странно: хоть и прямо заповеданный евреям Торой, этот праздник не приурочен к какому-либо конкретному событию. С нашими предками за 40-летие в пустыне не происходило ничего примечательного, а жизнь в шалашах – не то, о чем стóит хранить память, еще и на протяжении многих поколений.
Тогда что же мы празднуем в Суккот? Наши мудрецы дают ответ: мы празднуем Суккот в благодарность Всевышнему за то, что во время странствий нашего народа по пустыне, Он был с нами. Исход – великое освобождение евреев из рабства – физического, но, что более важно, духовного – и мы ежегодно отмечаем его особым, тоже великим праздником, Пэсах. А наш путь по пустыне, осененный Б-жьей благодатью, отмечаем праздником Суккот.
Однако, как же его праздновать? Ответ, как это очень часто бывает у евреев, заложен в самом названии – слово «сукка» переводится как «шатер», «шалаш» или «кущи» («кусты»). Сказано в Торе: «в шалашах живите семь дней; каждый житель Израиля должен жить в шалаше. Дабы знали поколения ваши, что в шалашах поселил Я сынов Израиля, которых вывел из Египта; Я – Б-г Всесильный ваш!» (Ваикра, 23:42,43). Таким образом, Всевышний велит нам вернуться в шалаши наших предков, чтобы вновь вспомнить о жизни в пустыне. Ведь живя в шалашах, мы вновь и вновь припадаем к своим корням, к тем древним евреям, которые, преодолев тяготы скитания, в конце концов, пришли в Эрец-Исраэль.
Верующие евреи в Суккот выполняют особый ритуал, исполненный глубокого сакрального смысла: «вознесение лулава», производимый над четырьмя видами растений: «плодом дерева великолепного» – этрогом (особый вид цитрусовых), «пальмовая ветвь» – еще не распустившийся побег финиковой пальмы, «дерево густолиственное» – адас (мирт) и «верба речная» — это плакучая ива с длинными и гладкими листьями.
Согласно нашей традиции, каждое растение символизирует особый тип людей. Этрог, обладающий и вкусом, и запахом – это евреи, знающие Тору и совершающие добрые дела. Лист финиковой пальмы, дающей плод сладкий, но без запаха – это евреи, обладающие знанием Торы, но не совершающие добрых дел. Мирт, растение несъедобное, но приятно пахнущее – это евреи, творящие добро, но не знающие Тору. А ива, у которой нет ни вкуса, ни запаха – это евреи, которые не знают Тору и не совершают добрых дел. И все-таки Б-г объединил всех их в один букет – один народ –чтобы люди помогали, просвещали и отвечали друг за друга.
Другим «знаковым» обрядом Суккот является «ушпизин»: к каждому еврею в дни праздника в гости незримо приходят великие праведники – Авраам, Ицхак, Иаков, Йосеф, Моше, Аарон и Давид. Поэтому существует обычай, войдя в сукку, прежде всего, пригласить к столу ушпизин. Также принято вносить в шалаш особое кресло для очередного «гостя», застилать его нарядным покрывалом, а сверху класть священные книги.
Повсеместно, где живут верующие евреи, и тем более, в Израиле, можно увидеть сотни тысяч самых разных шалашей – во дворах и в палисадниках, на балконах и верандах, на автомобильных стоянках и на военных базах.
Особенно радуются Суккоту дети – для них это не просто праздник, но еще и интересное, творческое занятие. Именно им поручают украсить шалаш вырезанными из цветной бумаги гирляндами, флажками, рисунками. Взрослые же завешивают стены сукки коврами, драпировками и проводят в шалаш электричество, чаще всего, протягивая кабель из дома.
После первого праздничного дня Суккот наступают так называемые полупраздники («холь-а-моэд»): в эти дни израильские школьники и студенты не учатся, а на предприятиях и в учреждениях принято либо брать отпуск, либо работать полдня.